О школе, об учебе

Эссе "Моя педагогическая философия"

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить.

Как же я ждала воскресенья! Выспаться – предел мечтаний… До двух часов ночи проверяла сочинения любимых 11-ков. Ещё неделя – и итоговое сочинение… Темы подбирала скрупулёзно: всё вместить, учесть, дать возможность всем найти свою тему, ещё раз пройти по следам ошибок и непонимания чего-то очень важного… Ничего, завтра воскресенье – высплюсь… 5 утра – звонит телефон:

- Здравствуйте! Елена Николаевна?

- Да. Здравствуйте. Кто это? (а в голосе недоумение: ну, кому я в 5 утра понадобилась? Что за розыгрыш?)

- Это из милиции…. Здесь Ваши дети. Дали только Ваш телефон…

Это звонок из далёкого, но памятного 1998 года… А это они же, но в июне 2018:

- Елена Николаевна, здравствуйте! Мы знали, что дозвонимся до Вас! Верили, что Ваш телефон не изменился! Ждём с нетерпением на встречу выпускников!!! Мы и программу подготовили, и фильм сняли, и всех-всех собрали… Да, встреча «Однажды 20 лет спустя» никем и никогда не забудется…

…Так много всего…

- Елена Николаевна! Напечатали! Слышите? Напечатали мою «Каплю»!!! Я Вам сделала подарочный экземпляр!!! Это из 2012 года. Открываю сегодня интернет, а там 89 напечатанных стихотворений на портале Стихи.ру и та самая «Капля», которую всем классом обсуждали, вычитывали, проверяли ночами на возможные опечатки и ошибки… И 60 рецензий на книгу, и 4268 читателей, и более 12000 скачиваний и покупки электронной книги…

Звонок из 2014:

- Елена Николаевна! Как мы рады Вас слышать!!! - Слова перемежаются смехом, постоянным пропаданием голоса говорящего, но на фоне слышно «дай мне трубку», «дай, я лучше скажу», «ты не так скажешь»…Терпеливо жду… Выбрали.

- Пять лет уже прошло – мы приглашаем Вас на встречу выпускников. Ждем по адресу…

- Подождите. Мы же в прошлом году дважды встречались…

- Нет, это мы по привычке в школу, к Вам на урок! А завтра мы все идём в театр. Большой. Это Вы нас пристрастили….

Много таких звонков накопилось за 26 лет. Больше всего удивил в этой жизни самый нестандартный:

- Добрый день, Елена Николаевна! Как Ваши дела?..- …и вдруг через 20 минут:

- Да, мы переехали. Мы идем в 5 класс. К Вам!!!

Почему? Ответ один – они всегда ВЕРИЛИ! Верили мне, моим словам, моей методике, верили в ценности, которые мы им щедро дарим, верили в свое будущее… Доверяют и сейчас… как много всего стоит за этим…

В семье, где я родилась и воспитывалась, моей мамой, Ледовой Татьяной Тимофеевной, учителем начальной школы с 40-летним стажем, двоюродной бабушкой, Лысиковой Евгенией Петровной, учителем истории с 60-летним стажем (обе Отличники Народного Просвещения), прадедушкой Рёвушкиным Петром Алексеевичем, преподававшим в церковно-приходской школе, ценности личности всегда ранжировались на внешние и внутренние. В нашей педагогической семье их называют

Дарами Счастья и Дарованиями Духа.

УЧИТЕЛЬ – ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, А МИССИЯ.

Или, скорее, прогноз, прогноз развития, прогноз счастья. Мой предмет – это моё призвание, которое обусловлено и наследием семьи, и причастностью к педагогике не по должности, а по состоянию души.

За 26 лет непрерывного стажа уже можно говорить если не о пути, то по крайней мере о направлении в работе, в которой я следую 5 заповедям:

ЗАПОВЕДИ УЧИТЕЛЯ:

  • любая деятельность успешна настолько, насколько она несёт радость исполнителю. И эту радость не надо скрывать;
  • учитель должен быть личностью, а личность всегда неравнодушна. Неравнодушный педагог не способен сломать хрупкий мир доверившегося ему ученика. Учитель и ему помогает стать личностью;
  • урок литературы – это постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта, потому что литература – это тот предмет, где обучение и воспитание как молния на куртке: обе стороны застёгиваются одновременно;
  • моя путеводная звезда в работе – дети. Когда-то Экзюпери писал, что помочь научиться можно только тем, кого мы знаем не хуже себя, кто приручил нас и кого мы приручили. Поэтому: не навреди, работая ради детей!

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО НАШЕЙ ДИНАСТИИ – ВДОХНОВЛЯТЬ! А вдохновляя, НЕ НАВРЕДИТЬ, РАБОТАЯ РАДИ ДЕТЕЙ!!! Вдохновлять! Учеников – на успех, родителей – на со-творчество, коллег – на совершенство и постижение нового в работе, общество – на уверенность в завтрашнем днe.Главный стимул творческой работы - радостные глаза учеников и девиз – строки любимой поэтессы Марины Ивановны Цветаевой:

Дети – это взгляды глазок боязливых,

Ножек шаловливых по паркету стук,

Дети – это солнце в пасмурных мотивах,

Целый мир гипотез радостных наук.

Дети – это отдых, мир покоя краткий,

Богу у кроватки трепетный обет,

Дети – это мира нежные загадки,

И в самих загадках кроется ответ.

Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.  Из всех предметов русский язык – самый важный и жизненно-необходимый предмет в школе, который неразрывно связан с ещё одним предметом – предметом личностного мышления – ЛИТЕРАТУРОЙ.

Именно на этом человекоформирующем уроке происходит таинство сообщения ДОБРА и становления ЛИЧНОСТИ. Литература помогает человеку понимать себя самого, поднимает его веру в себя, развивает в нём стремление к истине, борется с пошлостью в людях, умеет находить в них хорошее, возбуждает в их душах стыд, гнев, мужество, всё делает для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты.

Художественная литература как область искусства в России всегда играла важную роль в жизни народа, в развитии его творческих начал, в воспитании любви к Родине. Школьный курс литературы далеко выходит за свои пределы, играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном её развитии.

Прежде чем чему-то научить,
Следует самим нам научиться
Детские ошибки возлюбить,
Чтобы лишний раз не ошибиться.
Главное, зависимое слово,
Спинку ровно, ручка, карандаш…
Раз за разом, год за годом снова,
А на выходе – ребячий гений наш.

НА ВОПРОС, КАК УЧЕНИКАМ ПРЕУСПЕТЬ, АРИСТОТЕЛЬ ОТВЕТИЛ: «ДОГОНЯТЬ ТЕХ, КТО ВПЕРЕДИ, И НЕ ЖДАТЬ ТЕХ, КТО СЗАДИ».

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах и делах моих учеников.  Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем.Я искренне радуюсь, когда вижу, как мои ученики прошли ступени восхождения к высотам духовного богатства, подлинной человеческой красоты, и поэтому стремлюсь покорить свои собственные высоты, чтобы завоевать право на воспитание их, молодых.

Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почему-то в душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа… «Синяя птица Надежды»- так назывался один из многочисленных мюзиклов, которые я поставила с ребятами за четверть века педагогического труда. Именно надеждой и верой и должен жить человек, если он хочет чего-то добиться. Жить каждый день, каждую минуту, каждый миг. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней. Вот почему местом моей встречи с выпускниками является не Нулевой километр на Красной площади в последнее воскресенье каждого мая, как было много лет подряд, а сердце. Только отдав детям так много, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Педагогу необходимо знать, что он строит в умах и сердцах своих учеников, потому что они ему прежде всего ВЕРЯТ!

Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю? Верю, что увижу, смогу разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. У каждого из нас своё кредо, своя философия. Кто-то об этом заявляет громко в Инстаграм, кто-то доверяет свои мысли личному дневнику, кто-то, которых большинство, держит свои мысли при себе, но все мы: и первые, и вторые, и третьи, знаем, главное - любить и понимать своих учеников.

Ребенок, словно чистый лист бумаги -

Неосторожно не сомни его судьбу,

Ты помоги ему, придай отваги

И научи выигрывать борьбу.

Все мы родом из детства. Сколько бы ни прошло лет, что бы ни происходило в нашей жизни, мы снова и снова разными тропинками возвращаемся в него, а значит, в школу.Я не работаю учителем, я учитель. Школа – моя стихия. Школа – мой мир, где каждый день происходят важные события и удивительные открытия, место, где есть возможность всю жизнь удивлять и удивляться одновременно. «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте» (Жан Жак Руссо). Я люблю школу, потому что ни одна другая профессия не дает такого разнообразия, динамичности, такого полета впечатлений и эмоций, такого большого количества людей, ежедневно окружающих тебя. Труд учителя – это всегда борьба за детские сердца и души, а доминирующий результат – нравственная личность, которой жить и творить в третьем тысячелетии. Главный успех еще впереди!

Ледова Елена Николаевна (Публикатор)
24.11.2018 г. 0 26