О школе, об учебе

Вы здесь

Значение русского языка для меня, для тебя, для всех

Некоторые дети, особенно подросткового возраста, забывают о правилах нашего родного русского языка или вовсе не хотят его учить. Поэтому я хочу рассказать эту историю.

В одной из городских школ учились два мальчика. Они были очень дружны, хотя учились в параллельных классах. Так вот, первого ученика звали Петя Сидоров. Он прилежно учился, хотя уроки русского языка давались ему с трудом, но Пётр не отчаивался и старался разобраться в материале. Второй, Максим Бобров, был полной противоположностью первому. Он стабильно учился по всем предметам, но посещал только те, которые ему были интересны. А русский язык, литературу  всячески игнорировал. Надо отметить, что по своей природе он был очень упрям, поэтому повлиять на его решение было очень трудно.

Однажды Петя и Максим, прогуливаясь после школы, решили зайти в ларёк за напитками. Петя, взяв инициативу на себя, побежал за покупками, а его друг остался ждать на улице. Макс бродил туда-сюда с мыслями о том, что так долго можно делать в магазине. Вдруг к нему подбежала девочка и спросила, как ей добраться до метро. Бобров, стараясь произвести впечатление, поправил кофту, вытянулся и с довольной гримасой начал говорить, изображая из себя делового пятнадцатилетнего парня.

- Короче, слушай,- забормотал он. - Идёшь туда, потом поворачиваешь туды, там прочапаешь до таблички какой-то, и вот ты на месте! – проговорил Максим, думая, что девочка всё поняла. К сожалению, это оказалось не так. Она была в ужасе от его речи. Разумеется, ничего не запомнила, потому что долго пыталась понять лексическое значение каждого слова. К тому же ей было обидно, что с ней разговаривали подобным образом. Но на радость ей из магазина показался Петя. Девочка подошла к нему с тем же вопросом. Он ей приятно ответил:

- Запоминайте, девушка, сначала пойдёте прямо до того красного дома, потом повернёте направо, через пару шагов Вы увидите табличку, от которой через  несколько метров заметите надпись «Метрополитен». Надеюсь, я, милая девушка, всё понятно объяснил.

- Мне всё ясно, спасибо большое, – с этими словами девочка затерялась в толпе. Пётр проводил её взглядом и повернулся к другу. Максим был в недоумении, но никаких полезных уроков он не вынес. Они пошли дальше, и Сидоров решил спросить Максима, обращалась ли незнакомка к нему.  Он рассказал всю ситуацию, произошедшую ранее.

- Я не догоняю, чо эта девка к тебе подгребла, я ж всё популярно объяснил! – возмущённо и грубо произнёс Бобров. В этот момент Петя задал ему вопрос, мол, почему на уроки русского не ходишь. А тот ему ответил, что в России живёт, где все по-русски говорят, итак научится. Естественно, это было самое ошибочное мнение. Друг пытался его переубедить, но было тщетно.

Конечно, сленг, используемый Бобровым, замечали все, кроме него, и поэтому терпеть его рассказов более десяти минут никто не мог. Даже учителя, которые, возможно, вытерпят любого, не могли слушать Максима спокойно. Его речь была просто ужасна. Только Петя понимал его и мог с ним общаться. Со временем речь Максима становилась всё хуже и хуже, а словарный запас скуднее и скуднее, а, кода он что-то эмоционально говорил, то разобрать его речь было почти невозможно. Большинство его одноклассников задумывались о том, что он скоро вообще разучится говорить.

Но пока происходила деградация словарного запаса Максима, Сидоров медленно, но верно добивался успеха. В отличие от своего друга, он очень красиво говорил, а его сочинения приводили учителей в восторг. Конечно, он пытался помочь другу, но всё было напрасно, тот сам не хотел учиться русскому, читать книги и заявлял, что не нуждается в помощи. И в один переломный момент их многолетней дружбе пришёл конец. Петя устал с ним нянчиться.

Бедный Максим остался один. Друга нет, а всё из-за его речи. С кем бы он ни пытался заговорить, всё не получалось.  Никто не мог вытерпеть его «Эм, короче, чо» и много других непонятных слов. Но почему-то озарение о необходимости исправлять проблемы речи на него так и не нашло, он продолжал игнорировать уроки русского.

С каждым месяцем он всё больше и больше замыкался в себе, становился менее разговорчивым. Но в один из «прекрасных» дней Максим нашёл компанию себе подобных. Они были абсолютные бездельники, живущие сегодняшним днём, то есть не представлявшие, что их ждёт в будущем. Бобров был рад такой находке, и его с удовольствием приняли в «банду». В этой компании у всех были прозвища, исключением не стал и Максим и, исходя из скудного воображения его новых друзей, он стал звать себя Бобром.

С тех пор деградация усилилась ещё больше. Его и без того маленький словарный запас, стал совсем мизерным. На вопрос: «Что ты делал вчера вечером?» - он мог ответить в двух словах: «Ваще, ништяк!».

Настало время контрольного сочинения, где надо было описать картину. Обязательное условие – выдержать объём сочинения не менее двухсот слов. Для Боброва это стало полным провалом. Он написал его в четыре строки.  Итак, он стал первым учеником, который сумел описать картину несколькими словами в прямом смысле. И учителя, и одноклассники были ошарашены этим явлением. Но сам Бобров гордился своей работой, ему казалось, что эта четырёхстрочная запись шедевр с большой буквы, и с оценкой учителя он был крайне не согласен. С контрольным диктантом всё повторилось, только не в плане размера, а в плане грамотности. Некогда почти прилежный ученик не смог написать ни единого слова без ошибки. Педагогический совет негодовал, никто не знал, что с ним делать дальше, ведь в следующем классе будет тяжело, а там ещё и экзамены. Было принято решение оставить его на повторный год. Но каждый понимал, что его знания придётся подтягивать в течение нескольких лет, потому что за год сделать это было невозможно. В течение оставшегося полугода его учили и чуть ли не силой затаскивали в кабинет русского языка и литературы. Максима не устраивал такой расклад, и он часто закатывал самые настоящие истерики.

Наступил следующий учебный год. Максим Бобров на торжественной линейке был уже не со своим классом, а с чужим. Его лень и вечная неохота познавать русский язык, сыграли с ним злую шутку. Он остался один, не перешёл в следующий класс. А среди учеников этой школы что-то подобное считалось позором. Удивительно, но его «банда», тоже перестала с ним контактировать. Зачем им такой товарищ, который говорит и пишет в два раза хуже, чем они вместе взятые. Так полный разочарования Максим провёл этот год опять же впустую, но всё же чудом перешёл в другой класс.

Естественно, неграмотность Боброва была гигантской. Из-за этого вместо красного аттестата, который мог бы красоваться на видном месте, в углу валялся жалкий клочок бумаги с надписью «Справка об окончании школы».  Но Максиму, как говорил он сам, было «до лампочки». Хочу заметить, когда-то он мечтал стать военным или полицейским. Не имея такой возможности теперь, он решил поступить в специализированную школу, но его ожидало разочарование. Он не прошёл отбор лишь потому, что не мог двух слов связать. И зачем же им нужен такой кадр? Полный обиды Максим не захотел останавливаться и  собрался первое время поработать охранником в одном из Частных Охранных Предприятий. Но вот невезение, его даже туда не взяли, обосновав это тем, что Бобров не умеет разговаривать с посетителями.  В итоге молодой человек устроился работать дворником. Такая профессия особого ума не требовала и с людьми контактировать не нужно. Это была не та мечта, не та цель.

Но, к счастью, нашего парнишку осенило. И только на девятнадцатом году жизни он понял, как важно знать язык страны, в которой живёшь. Он занял немного денег у родителей, знакомых и нанял репетитора.

А как же его бывший друг Петька Сидоров? У него всё сложилось как нельзя лучше, хотя сначала всё было не совсем гладко.

Когда Петя поссорился с другом, и они прекратили общение, он не находил себе места. Юноша чувствовал вину, и она грызла его изнутри. Можно сказать, что на полгода, как и Максим, Сидоров ушёл в себя. Но вскоре Петя понял, что надо продолжать жить по-новому.

С тех пор его учёба пошла в гору. Он стал, чуть ли не отличником. Благодаря его красноречию, мальчика стали приглашать на разные ораторские конкурсы, и Петя почти всегда занимал призовые места. Приобретённая им грамотность, конечно же, тоже пригодилась. Диктанты - отлично, сочинения – очень хорошо. Он катался, как сыр в масле. Петя мог запросто позвать девушку в кино, сказав пару незатейливых фраз, но они в его произнесении звучали прекрасно. Кроме того, от него нельзя было услышать плохого слова, нежели от Максима. С учителями Сидоров быстро находил общий язык и становился любимчиком, да и среди молодёжи запросто приобретал друзей. Это умение помогло ему и в университете, куда он поступил после школы.

Но, к сожалению, не всё было так гладко. Петя, можно сказать, «зазвездился». Он считал, что его умений достаточно и учиться новому нет смысла, одним словом, повёл себя, подобно своему бывшему товарищу. Сидоров стал пропускать пары, не записывать конспекты. Всё шло под откос. Его даже чуть из университета не выгнали, но, к счастью, всё обошлось. Петя остепенился, взял себя в руки.

Во время учёбы Сидоров принял решение подзаработать и устроился в маленький магазинчик, торгующий бытовыми товарами для дома. Как только он вышел на работу, ему дали ответственное задание, продать технику двухлетней давности. Пётр, не растерявшись, применил маркетинговый ход и, благодаря своему красноречию, с лёгкостью смог убедить клиентов купить тот или иной прибор для дома. Так за тридцать дней он продал всю партию. Разумеется, его старания были вознаграждены, и через три месяца его ждало повышение. Вот таким образом, он, пока не имеющий высшего образования, стал старшим менеджером. Его повысили, прибавили заработную плату только за то, что когда-то он усердно поработал над собой. Жизнь Пети удалась.

К тому времени Максим уже делал первые успехи. Его речь стала заметно отличаться от прежней, грамотность тоже стала улучшаться. Наконец-то он уволился с прежней работы дворника, устроился охранником.

Через несколько лет Пётр  и Максим случайно встретились на улице. Сидоров стал таким статным мужчиной. Он был одет с иголочки. Дорогой, тёмно-синий костюм, пурпурный галстук, лаковые туфли, натёртые до блеска. На пальце красовалось золотое обручальное кольцо. Забегая вперед, скажу, что он занялся бизнесом. После окончания института Петя взял кредит и выкупил тот магазинчик, в котором работал старшим менеджером. За короткое время дела пошли в гору, а через год он выплатил все долги. Затем женился и стал жить счастливой семейной жизнью. Социальный статус Максима тоже стал выше. После того как он окончательно ликвидировал все свои школьные пробелы, Бобров всё-таки поступил в школу милиции, отучился и по распределению уехал в свой родной город.

Когда два бывших друга начали беседовать, Пётр очень удивился. Ведь, он не ожидал услышать такой слаженной речи от Максим. За эти годы Бобров всё осознал. До него дошло, что язык необходимо учить, и Сидоров был бесконечно рад за него. Максим поведал другу свою непростую историю, а в конце добавил:

- У меня практически ни с кем не ладились отношения. Я долго думал, что проблема в них, что они не достойны, дружить, общаться со мной. И вот как-то купил себе сотовый телефон, в нём была встроена функция искажения голосов. Я записал свою речь, дабы посмеяться, и только тогда понял, что я ужасно говорю. Позже решил изучить свои письменные навыки, проверил всё на компьютере через специальную программу и ужаснулся. Тогда я принял решение начать обучение с нуля, что, впрочем, мне помогло. И вот я здесь! Самодостаточный и успешный человек стоит перед тобой! Ну не чудо ли?

После этой встречи они вновь стали лучшими друзьями. 

Итак, как видно из моего рассказа, язык знать необходимо. Ведь без него добиться чего-то почти невозможно.

С неграмотными людьми бывает даже неприятно общаться. Они часто используют сленговые выражения, искажая этим смысл сказанного и красоту русского языка. Если честно, я не понимаю, зачем заимствовать слова у других стран, если есть русские аналоги? Ведь наш язык такой один, и он должен оставаться неповторимым, индивидуальным, словно человек. Русский язык можно сравнить с человеком. Пока мы на нём говорим, он живёт. Мне кажется, наш язык самый красивый в мире. Говоря на нём, испытываешь удовольствие. Некоторые иностранцы утверждают, что наше произношение грубоватое. Может это и так, но зато только на русском можно описать один предмет разными словами и способами. Это говорит о его многофункциональности. Кроме того, наверное, ни в одном другом языке не встретишь причастий, деепричастий, различных оборотов. К тому же у нас есть схожие слова, которые могут употребляться как в отношении человека, так и погоды. Например, «ветреный». Скажем, в английском языке это слово употребить по отношению к живому существу нельзя. Англичане просто не поймут.

Русский язык – одна из главнейших ценностей нашей культуры. По нему другие люди могут судить о том, какие мы.

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен…» - это высказывание Белинского. Я думаю, лучшего определения для нашего языка не найти. Он богат различными средствами выразительности. Благодаря им, можно описать своё настроение в таких ярких красках, что тот, кому рассказывают, ощутит это настроение. Это поистине удивительно. На мой взгляд, крайне необходимо развивать свою речь, совершенствовать её, оттачивать грамотность, учить необходимые правила.

Конечно, восхищаться русским можно очень долго. Подбирать всякие прилагательные, сравнения. Но самое главное понять, что русский язык – один в своём роде, а потому каждый его должен любить, оберегать, заботиться о нём, словно о ребёнке, и прививать эти привычки будущему поколению.

Провкина Диана (Публикатор)
01.04.2017 г. 0 53