Школьные годы чудесные

Вы здесь

Эссе "Патриотическое воспитание на уроках русского языка"

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. С. Михалков

«Вначале было Слово…» - очень ёмкая цитата из Библии. Действительно, всё в нашей жизни начинается со слова. Неслучайно в дореволюционной России учитель русского языка именовался учителем словесности. Может быть это оттого, что наши предки придавали огромное значение слову. И не простым сотрясанием воздуха было оно для пращуров наших, оно считалось материальным: тщательно подбирали имена детям, клички животным, названия городам и весям. Вся наша история, все наши корни хранятся в наших словах, в нашем языке. Именно поэтому на учителя – словесника в современном обществе возложена нелёгкая, но почётная миссия – научить детей ценить слово, умело пользоваться им и всегда помнить, что:

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. (В. Шефнер)

Это одно из моих любимых стихотворений о слове, с него я обычно начинаю первый урок русского языка в каждом новом учебном году. И ребята, проникаясь замечательными строками Вадима Шефнера, начинают бережнее относиться к словам, не бросать их на ветер и подбирать выражения, общаясь со сверстниками и взрослым людьми.

Почувствовать гордость за свой язык, свою родину помогают, на мой взгляд, и исследовательские проекты, которые мы с моими учениками проводим ежегодно. Так исследование по топонимике сёл Ширяево, Солнечная Поляна, Богатырь, Зольное помогло нам раскрыть секреты многих наименований географических объектов нашего края. Увидеть, как официальные и неофициальные топонимы связаны с историей и развитием нашей местности. Почему, например, улица Вторая Набережная села Солнечная Поляна известна местным жителям как Кащи? Откуда взялись названия Молебный и Кирпичный овраги, Винный ключ, почему так называются сёла побережья: Ширяево, Зольное, Бахилово? В конце концов, почему всем известный источник в горах называется Каменная Чаша, ведь место, откуда вытекает родник совсем не похоже на чашу? Ответы на эти и другие вопросы мы получили в результате бесед с местными старожилами, изучения архивных документов и книг. Исследование вдохновило нас (меня и моих учеников) и мы вместе сочинили стихотворение о родном крае:

Там, где горы в небо упираются и плывут высоко облака,
Где река широко разливается, русская великая река,
Там, в лесной тиши у гор подножия,
Наш посёлок некогда возник.
Солнечной зовётся он Поляною и Хозяйка Гор его хранит.
Бьёт в тиши родник из Чаши каменной,
Нас живительною силою поит.
Древние легенды и предания
В тишине лесной вода хранит.

Эта исследовательская работа заняла первое место в Кирилло-Мефодиевских чтениях на окружном и областном уровне в 2019г.

Другие исследовательские проекты по фразеологии, ономастике, лексике помогают ребятам не только научиться правильно писать, но и почувствовать слово, увидеть, как оно живёт, как живёт в нём вся история русского народа.

Кроме серьёзных исследовательских проектов для понимания глубины слова, его многогранности, часто использую на уроках русского языка игры со словами. На первый взгляд, занятие для развлечения, но если посмотреть глубже, можно увидеть, что играть словами может только тот, кто ими отлично владеет.

Очень надеюсь, что мои выпускники на уроках русского языка узнали не только правила склонений и спряжений, постановки запятых и двоеточий, но и научились любить свой язык, а значить любить свой народ, свою Родину!

Ярукова Любовь (a21vu_9975)
05.10.2020 г. 0 3