Школьные годы чудесные

Вы здесь

Рассказ "Здравствуй, племя младое, незнакомое!"

Словами А.С. Пушкина обращаюсь к вам, мои будущие коллеги.

Даже с большим трудом не могу представить, как вы будете выглядеть через несколько десятков лет. Будете ли вы людьми? Или же роботами со встроенными чипами, на которые записана вся информация, собранная веками. А может, чем-то средним? Как бы то ни было, нам, учителям, открывающим для своих учеников 21 век, было бы приятно услышать от вас:

Не пропадет ваш скорбный дух
И дум высокое стремленье…

Согласитесь, неприятно сознавать, чтов наше время образование считается «крайне консервативной сферой». Об этом читаем в атласе профессий. Но все мы, учителя, понимаем, что грядут большие перемены. У вас, вероятно, они уже стали отшумевшим прошлым.

2010 год был ознаменован введением федерального государственного образовательного стандарта. Новые приоритеты в образовании. По-новому построенный урок. Новая модель выпускника.

А новая ли?

«Главное – отличные знания!» - искренне верила я лет двадцать назад.  Хотелось видеть себя идеальным учителем, на  уроки которого все ученики идут с выполненным домашним заданием, выученными правиламии с неизменным желанием поднимать руку и получать пятерки.

Путь к маячившему на горизонте идеалу  был тернист и несколько долог. Постепенно приходило осознание того, что идеала не может быть. В силу разных обстоятельств.  Это я, конечно, уяснила. Но пара лет на это потребовалась. Зато понятие «отличные знания» плавно перетекли в понятие «результат». Эта планка закрепилась навсегда.

Во всем, что бы ты ни делал, должен быть результат. А иначе зачем? Он, несомненно, у каждого должен быть своим, ни с чьим другим не сравнимым. Кому-то легко даются пятерки, а кому-то и на троечку нужно потрудиться засучив рукава.Кому-то важен триумф и лавровый венок на голове, а кто-то может насладиться послевкусием промежуточных побед, достигнутых ценой немалых усилий.

Вероятно, и у вас, мои коллеги, результат не на последнем месте. Ведь тренеры по майнд-фитнесу, которые разрабатывают в ваших школах программы развития памяти, внимания, скорости чтения с учетом особенностей психотипа, помогают школьникам достигать успехов.

Научившись видеть цель, и учитель, и ученик понимают, каков будет их результат. И тогда наступает взаимопонимание.  Становится легко в  работе, в учении. Удовлетворенный собой, ребенок делится своими успехами с родителями. Хотя так бывает не всегда. В какой-то момент меняются возрастные интересы школьника. В 13-15 лет он ходит в школу не учиться, а общаться. И требования учителя, все его сетования, прозрачные намеки на результат в конце четверти теряют всякий смысл.  Что делать?

Однажды на родительском собрании, куда я была приглашена как предметник, мне задали вопрос: почему в вашем классе столько отличников, у вас есть какой-то секрет? Уже не помню, что тогда ответила.

Мои дети тоже не были исключением и, став семиклассниками, дружно приходили в школу совсем не за знаниями. Уроки разработчика инструментов обучения состоянием сознания я бы взяла с огромным желанием и превеликим удовольствием. Думаю, это очень интересно: пустил в ход такой приемчик на контрольной – все ученики настроены на повышенную концентрацию внимания. Работа над очередным проектом? В ход идет инструмент повышения творческих способностей. Закончились уроки, и  по мановению «волшебной палочки» учителя все расслабляются. Пользуясь языком наших учеников, скажу одно: круто!

Но вопрос, заданный на родительском собрании, заставил задуматься.  Всем известно о трех равнозначных участниках образовательного процесса: учителе, ученике и родителе. Проанализировав ситуацию в своем классе, я пришла следующему умозаключению: один в поле не воин. Вдвоем с любой задачей справиться легче. А втроем горы можно свернуть.  Если ребенок перестает учиться, важно и учителю, и родителю (непременно, с обеих сторон) не терять контроля. Такое сотрудничество обязательно даст свои плоды. Я благодарна родителям моих учеников за то, что адекватно воспринимали новости о двойках, пропусках уроков, нежелании участвовать в школьных или классных делах. Благодарна за то, что не избегали  проблем, а находили время для их обсуждения и решения. Благодарна за поддержку во всех начинаниях, за строгость в отношении учебы. Без общих усилий не добились бы победыв республиканском детском общественном движении «Юность» в шестом классе, не заняли бы 3 место в восьмом.  Девять медалистов из двадцати выпускников 11Б класса – это тоже результат совместного труда, труда учителей, родителей и детей.

Конечно, в жизни бывает и по-другому. Человек покоряет победную вершину, однако какими способами! Он не следит за нравственной чистотой лестницы, по которой поднимается к триумфальному пику. Да, к сожалению, так бывает. И все же хочется верить, коллеги, что и в наше, и в ваше время в людях будет цениться прежде всего человечность. Такое качество, я уверена, можно развить, создать в любом человеке. Нужна лишь благодатная почва. Такой почвой для взращивания цветов жизниможно назвать игры. 

Люблю разные игры, но ролевые особенно. Использую их чаще всего на литературе. Игры эти стары как мир, но всегда захватывают.

Однажды я очень рассердилась на своиходиннадцатиклассников, которые к уроку не прочитали повесть В.Г. Распутина «Живи и помни». Глубоко убеждена, что такими произведениями нужно проникнуться. В сердцах назначила дату открытого урока-суда по повести,распределила роли… И только потом осознала, что могут ведь и не прочитать, могут не вникнуть в смысл, и пропадет урок. Но… не подвели, прочитали, вникли во все нравственные перипетии, рассказали, допросили, вынесли приговор: считать Гуськова Андрея Федоровича виновным в смерти жены, назначить наказание в виде мучений совести пожизненно.

И произведение, и сложившаяся ситуация преподнесли урок человечности. А игровые методики  актуальны, видимо, будут и у вас, коллеги, не зря же в атласе профессий будущего указаны игропедагог и игромастер.

Результаты моих учеников и мои собственные, взаимопонимание с детьми, сотрудничество с родителями, осознание, что твои выпускникиобладают прежде всего человечностью, приносит огромное удовлетворение. Удовлетворение собственной педагогической деятельностью, которое составляет истинное учительское счастье. И я четко представляю, что никакой новой модели выпускника не будет. Да, мы должны научить его самостоятельно добывать знания. Но самое главное требование к выпускнику – быть ЧЕЛОВЕКОМ – останется неизменным всегда. Быть ЧЕЛОВЕКОМ – значит любить свое Отечество, уважать людей и традиции своего народа, ценить человеческую жизнь, уметь трудиться, бережно относиться к природе.  Быть ЧЕЛОВЕКОМ – значит соизмерять свои поступки с нравственными ценностями.

Думаю, со мной согласятся и модератор, и тьютор, и разработчик образовательных траекторий, и даже ментор стартапов. Со времен А.С. Пушкина до ваших времен не может потерять ценности призыв:

Пока свободою горим, 
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим 
Души прекрасные порывы!

Фефилова Марина (a21vu_9750)
12.09.2020 г. 0 7