Фестиваль "Серебряный луч"

Эссе «Моя жизненная философия»

Как предисловие, несколько слов о себе.

Среди  моих  предков  было много  педагогов, учёных, писателей, юристов, строителей и священнослужителей, последний из которых, мой прадед Чельцов Михаил Павлович был причислен к лику святых Русской православной церкви в 2005г.  Бабушка преподавала химию в старших классах и имела звание отличника народного образования. Мой отец - доктор технических наук, член-корреспондент Метрологической Академии, автор многих научных  работ.

У каждого человека есть Свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – сознательный и, возможно, генетически  предопределённый .

Сколько себя помню,с малолетства я играла только «в школу».  Но саму школу  не любила. Мне не нравилась запрещённость взглядов на свободу мыслей, скованность в поступках и одноликость(как мне тогда казалось) преподавателей.Многое меня не устраивало. Больше всего мне не нравилось писать сочинения чужими мыслями(по Чернышевскому и Белинскому). Неординарность и творчество педагогов не было тогда актуальным.

Желание всё изменить, уйти от стереотипов и  моя генетика сделали своё дело. 

В доме на легендарной  для меня и для истории 2й Красноармейской улице в доме 14, в городе Ленинграде (я там родилась), в кухне площадью  около 27 квадратных метров и со входом прямо с лестничной площадки, с огромной дверью, были исписаны  мелом  мною все крашеные стены (за что я была частенько поругана своими  родичами), а все скамейки и стулья усажены куклами и  разными игрушками, моими «мнимыми» учениками. Школьными журналами в моей игре служили обычные дневники, а  ручку - указку (она стоила целых 3 рубля!) -  я клянчила  у своей бабушки.

О первой своей учительнице Раисе Тимофеевне Маленковой  всегда вспоминаю с уважением и трепетом. Добрая, строгая, мудрая.

По семейным обстоятельствам я сменила 4 школы (в одной из них я училась немногим позже нашего президента Путина В.В.). Но смена школ, классных коллективов и преподавателей пошли мне только на пользу в  моём будущем.

Помню, когда я училась в шестом классе, я ходила хвостиком за учителями началки и забрасывала их вопросами, где же можно  выучиться на педагога.

После школы я училась (тогда ещё в единственном в Ленинграде) учебном заведении, где готовили педагогов  именно начальной школы. С удовольствием окунулась в интересную студенческую жизнь и  с нетерпением ждала практики. 

Хорошо помню свой первый  в жизни урок  математики (в базовой школе при педучилище). Казалось бы, коленки должны трястись от страха, что 30 малышей смотрят на меня во все глаза, да ещё сокурсницы и наши кураторы…А на самом деле было ощущение, что игра в детство всё продолжается… На четвёртом курсе нас неожиданно перевели на вечернее отделение и распределили по городским школам, объясняя всё нехваткой учителей  на новый учебный год. 

И с тех пор понеслась  моя новая, но уже другая школьная жизнь… На  севере, на юге, в родном краю…И везде, где мне довелось работать, в обычной школе или в гимназии, включая детский дом, психоневрологический санаторий и Морской Кадетский корпус - творчество, импровизация, дифференцированный, индивидуальный и нестандартный подход в воспитании и обучении детей было неотъемлемой частью в моей педагогической деятельности.. 

Главное в профессии учителя- научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей, а мои ученики- единомышленники и друзья.

Каждый урок (будь то русский язык или математика) начинается  с так называемой пятиминутки чтения (у каждого ребёнка своя, новая или любимая книга). Опыт показывает, что это помогает ученикам  почувствовать домашнюю атмосферу  и настроиться на новый урок, расширяет кругозор и прививает интерес к литературе. 

В своей практике я  стараюсь широко использовать технологию педагогического сотрудничества, люблю строить свободный  диалог с учениками и использовать различные методы  и приёмы сказкотерапии. Основные цели и задачи  этого метода направлены на развитие творческого потенциала учащихся, формирование их этических и эстетических качеств. Детям очень нравится  импровизация, интегрированные уроки, открытые беседы .

Немаловажную роль играет использование компьютерных технологий и широкое использование проектной деятельности. Особенно моим ученикам нравится трудиться над созданием собственных  презентаций и творческих проектов.

Сегодня я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью.

Результатами своей работы считаю успехи своих учеников на районных и городских предметных олимпиадах; победы  на творческих конкурсах эстетического цикла; участие и нештатную работу одарённых учеников в детском литературном журнале (г.Санкт-Петербург). Две бывшие мои ученицы успешно работают учителями начальной школы в Приморском районе г.Санкт-Петербурга. Одна из учениц сейчас преподаёт в музыкальной школе  и даёт сольные концерты в Петербурге в составе группы Argentum,виолончелистка Любовь Колчанова (тогда  Любочка Ерофеева).

«Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в неё жизнь- хорошо; но развить юный ум. Вылепить по- своему юную душу и вдохнуть в неё чувство правды-ещё лучше.»
Виктор Гюго.

Чельцова Юлия Анатольевна (JIULAI)
03.07.2018 г. 0 58