9 Мая

Вы здесь

Рассказ "Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!.."

«Что же мне делать, если не будут слушаться, справлюсь ли?”

- эти мысли мучили Муслиму Усмановну всю ночь. Вчера учителя параллельного класса Мазита Мугинова забрали на войну, его учеников объединили с 4а. Там было много задиристых ребят,  которые привыкли к мужской руке, а она хрупкая 18-летняя девушка. Как же тут не бояться? С утра заходит в кабинет, на неё глядят 57 пар глаз! Внутреннее волнение усилилось, даже ноги подкосились. Увидев родные лица своих учеников, она взяла себя в руки. За задней партой два ученика заливаются горькими слезами.  Понятно без слов: опять похоронки. Подходит, гладит их по волосам, старается успокоить, а они начинают рыдать ещё сильнее.  И что говорить детям, оставшимся без отца? Если бы была на свете такая сила, которая смерть побеждала, Муслима бы всё отдала, чтобы только дети не проливали слёз, не испытывали горечь сиротской доли. Учительница и сама еле сдерживалась, чтобы не зареветь, и ребят жалко, и себя, ведь и её муж в этом пекле, и писем нет уже целых 2 месяца!  Она должна быть сильной, нельзя  показывать слёзы и, чтобы успокоить учеников, начинает сходу придумывать историю о том, что её тётя получила похоронку на мужа,  через месяц  от него пришло письмо. Оказывается, он был тяжело ранен и лечился в госпитале. Слушая этот рассказ, девочки успокаивались, в их глазах появлялись искорки надежды, она и сама верила, что их отец жив, ведь это же невозможно, чтобы  такие крохи осиротели.  До звонка осталось 10 минут, а Муслима Усмановна,  наконец-то,  начала урок…  

Стоит перед 10-14-летними, объясняет тему, они внимательно слушают, переспрашивают, смотрят на неё, юную хрупкую девушку, а воспринимают, как мудрого учителя. Не успела закончить урок, Валима упала в голодный обморок. Это уже не первый раз, учитель не растерялась, оказала первую помощь и на перемене накормила её,  принесенным тайком от свекрови,  кусочком хлеба и стаканом молока. Молоко!  Для Валимы это было несбыточной мечтой! У Муслимы была корова, которая спасала их от голода. Хотя, молоко и масло сдавали, возвращали обрат, готовили катык. Правда, держать корову было очень тяжело, не было ни сена, ни соломы! Вместе со свекровью готовили сено везде, где находили, все хорошие земли были колхозные, там гурьбой косили сено для колхозных коров. Свекровь работала в колхозе, запрягая свою корову, пахала землю, сеяла. А когда пололи поле, собирала сорняк, приносила домой, таким образом, запасала корм на зиму. Так как коровы были у немногих, почти все ребята голодали. У многих в день по 1 картофелю на человека и изредка корочка хлеба. Зимой было особенно тяжело, с нетерпением ждали весны. Если находили в огороде оставшуюся с    осени, но уже почти сгнившую картошку, называемую «кальзяма»,  радовались и готовили лепёшки.  Из крапивы, щавеля варили суп.  Употребляя в пищу, ставшие ядовитыми колосья, найденные из-под снега, умирали целыми семьями. Со скорбью вспоминала Магдана, Оркою,  которых похоронили на той неделе.

Услышав звонок, Муслима очнулась от тяжелых воспоминаний. Она поспешно начала собирать тетради, точнее то, на чем писали. Когда заканчивались тетради, писали на полях и между строк старых газет. Да и книг не хватало, вот и сегодня на целую улицу, где проживало по 10-15 ребят, выдала 1 книгу.  Её радовало, что, несмотря на это, дети готовились к урокам, очень внимательно слушали учителей и схватывали всё на лету. Жажда знаний была так велика, что  нехватка учебников и тетрадей не могла быть преградой.

Прощаясь с детьми, Муслима Усмановна с жалостью осмотрела  их одежду: все в обносках с многочисленными заплатками. Многие в больших,  отцовских рубахах и шароварах, опоясанных  ремнями. Зинур из многодетной семьи, в которой один бишмет (верхняя одежда) и пара валенок на семерых. Сегодня Зинур пришел в школу, значит раньше всех встал. 

На них невозможно смотреть без слёз, а ей приходилось звать их вместе идти в лес за дровами, ведь в школе было очень холодно, а топить было нечем. Как бы не старались, экономить тепло не получалось: здание школы было старым, продувало с многочисленных щелей, хоть и обмазывали их глиной. Окна старались заклеивать, но газета не выдерживала сильные ветры и быстро рвалась. Дети мёрзли на уроках, но продолжали писать, согревая маленькие ручонки своим дыханием. Чтобы хоть как – то согреть учеников, во время физкультминуток бегали по классу и прыгали.  В каждом кабинете были  печки, отапливаемые дровами, которые вынуждены были готовить сами. Летом вся школа работала на колхозных полях, поэтому учителям с 12-13 летними «старшеклассниками» приходилось готовить дрова зимой.  Вот и сегодня, запрягая коня, отправились в лес,  но он не мог двигаться по сугробам. Пришлось оставить коня на опушке леса, дальше добираться пешком. Свалили несколько деревьев ручной пилой, срубили на пеньки, таскали на окраину леса к телеге. Это было тяжело,  проваливались в снег, потом вытаскивали друг – друга, от бессилья выступали слёзы на глазах, замерзая, больно жгли щеки. Надеяться было не на кого, тогда Муслима думала, что мужу, который сражался в Сталинградском фронте,  было труднее в тысячу раз, откуда – то брались силы, и продолжала таскать пеньки.

К ночи, еле живая  от усталости, вернулась домой, и сразу легла спать. Утром проснулась от крика отчаяния свекрови:

- Ой, окаянные! Как же они могли? Что же мы теперь будем есть? Умрем с голоду! Ах ты, бедная моя коровушка!

- Что случилось?- спрашивала вскочившая с постели невестка.

-Волки проклятые! Прямо, как фашисты…  Нет теперь нашей Манечки!- продолжала рыдать Хаерниса.

Муслима выбежала на улицу, от увиденного кровавого зрелища ей стало плохо. Свекровь еле затащила свою беременную невестку домой. Когда очнулась, перед глазами стояла все та же страшная картина: изодранная в клочья коровушка, лужа крови, валявшаяся голова и широко раскрытые, с застывшим ужасом  глаза Манечки.  Муслима долго рыдала, свекровь еле успокоила и проводила невестку на работу.

Муслима Усмановна впервые за тяжелые военные годы пришла  в школу без бутылочки  молока. Теперь ей нечем было поддерживать голодных детей, и самой нечем перекусить. Жизнь продолжалась, не смотря ни на что!

Шел 1943 год…

***

Вместо послесловия

Моя прабабушка с маминой стороны Муслима Усмановна Идиятуллина, 1923 года рождения - труженица тыла. Она проработала в Ермухаметовской школе учителем начальных классов 35 лет.  Прабабушки награждена Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и юбилейными медалями.

Прадед Идиятуллин Зайдулла Идиятуллович родился в 1913 году в деревне Ермухаметово Туймазинского района БАССР. Работал учителем в школе. На фронт призван в 1942 году, сражался в Сталинградском фронте.  1 февраля 1943 года прадед был тяжело ранен, 3 месяца лечился в госпитале и был комиссован.

Мой прадед Зайдула Идиятуллин  проявил храбрость  и  награждён медалями  «За оборону Сталинграда», “За боевые заслуги», а в 1985 году был удостоен Ордена Отечественной войны II степени (23.12.1985, №195).

Они прожили душа в душу 50 лет! Никогда не забывали о тяготах войны, ценили жизнь!

Строки из стихотворения Б. Б. Полякова как нельзя лучше, подходят ко всем, кто ковал Победу на фронте и в тылу:

«Кто был в окопах, те – герои,
Остановившие фашизм,
Но тыл решительным настроем
Не меньше выдал героизм»

Абзалова Айгиза (a21vu_9575)
15.06.2020 г. 0 8