Маршрутами духовного краеведения: поездка в Петербург с учениками

6 мая в 5 часов вечера у памятника Мерецкову было многолюдно и шумно. Здесь собрались ученики школ, учителя, прихожане, чтобы поехать в паломническую поездку в Петербург. Эту поездку организовал священник Михаил Сокрутов. Желающих было так много, что пришлось заказывать два автобуса на 100 человек. Но вот все расселись по местам и отправились в путь.

7 мая в семь часов утра уже были в Петербурге, где к нам присоединился экскурсовод. Сначала мы поехали на Пискаревское кладбище. Это место массового захоронения ленинградцев, погибших во время блокады. Экскурсовод рассказал, что минеры взрывали большие ямы, и туда складывали тела людей со всего города. Когда яма наполнялась, ее засыпали землей и делали новую. Всего на этом кладбище похоронено 520 тысяч человек.

В 1960 г. здесь был открыт мемориал. Монумент «Мать-Родина» очень напоминает Богородицу, накрывшую своим покровом мучеников блокадного города. Здесь мы увидели репетицию парада, который будет проходить 9 мая. Мы понимали, что весь мемориал создан на костях людей, дул холодный ветер, как бы напоминая о тех страшных днях блокады.

Памятник Петру Первому, основателю Кронштадта Дальше мы поехали в Кронштадт. Этот город расположен на острове Котлине и раньше туда можно было добраться только на лодке. Но в 1989 г. была построена дорога.  Остров очень удачно расположен, это заметил Петр Первый и решил сделать там форт с пушками. Этот форт был построен в 1704 г. С этого времени мимо него к Петербургу не прошел ни один вражеский корабль. К сожалению, в настоящее время форт не отреставрирован.

В Кронштадте мы посетили Морской Никольский собор, побывали в интересных местах города, пообедали там же. Посетили Кадетский корпус, познакомились с жизнью курсантов, да и с самими курсантами тоже. А затем вернулись в город и посетили монастырь Иоанна Кронштадтского.  Потом поехали в церковь Пророка Илии. Там, в гостинице при церкви, мы остановились на ночлег.

На следующий день 8 мая подъем был в 6 часов утра. Позавтракали и поехали в Александро-Невскую лавру, основанную по указу Петра I.

В 1723 г. по его приказу туда были перенесены мощи князя Александра из Владимира. Сейчас лавра — одно из самых известных мест Петербурга. Побывали мы и на месте Невской битвы со шведами, у слиянии реки Ижора с Невой. Здесь, у памятника благоверному князю Александру, мы все вместе сфотографировались.

Дальше наш путь лежал на так называемый «Невский пятачок». Это название плацдарма на левом берегу Невы. Место самых кровопролитных боев с 1941-1943 гг. Здесь наши войска 400 раз пытались прорвать блокаду, но блокаду прорвать не удалось, слишком сильны были немцы. На этом небольшом участке погибло примерно 200 тысяч человек.  Там было уничтожено столько техники, что до сих пор ржавое железо вылезает из земли. Мы видели это своими глазами. Страшное место: здесь все напоминает о войне.

Дальше мы поехали к месту, где была прорвана Ленинградская блокада. Там теперь диорама, фасад которой напоминает амбразуру ДОТа. Диорама воспроизводит самые значительные события  сети дней ожесточенных боев с 12 по 18 января 1943 г.

В результате операции «Искра» блокада была прорвана, и в город стали поступать  продукты. Диорама помогает представить, как это все было тогда, много лет назад, какие муки выпали на долю этого несломленного города.

Дальше мы вернулись в город и посетили часовню Ксении Блаженной. К ее молитвенной помощи прибегают очень многие, ведь блаженная Ксения удивительная молитвенница о семейном благополучии.

После обеда мы решили покататься на катере по каналам Невы. Каналы узкие, проезжали очень много мостов. На них стояли люди и очень дружелюбно махали нам руками. Настроение было очень хорошее: в Питере такие добрые и приветливые люди.

Потом мы гуляли по центру города. Посмотрели Исаакиевский собор, памятник «Медный всадник», дошли до Эрмитажа, прогулялись по Дворцовой площади. Даже зашли в метро: внутри оно похоже на Московское, но вниз мы не стали спускаться, боялись заблудиться.

Так насыщенно прошел второй день. Но это было еще не все. Хоть и устали, но все единогласно решили съездить ночью на развод мостов. Ну как же, побывать в Санкт-Петербурге и не видеть развод мостов? Поехали около часу ночи, всю дорогу пели песни. Развод мостов затянулся, даже думали, что их не разведут перед праздником, но их все-таки развели. Замерзшие, но довольные, мы поехали к своей церкви. Спать легли в 3 часа ночи, а утром в 7 часов уже был подъем.

9 мая мы решили начать наш день с посещения Петергофа. Петергоф — двор Петра I, находится на южном берегу Финского залива. Основан в 1710 г. как императорская загородная резиденция. Мы подъехали к запуску фонтанов. Все ребята были восхищены окружающей красотой. Потом нашли фонтаны-шутихи, эти фонтаны поливают водой без предупреждения. В этот день в Петергофе встречали ветеранов. В их честь был праздничный салют.

Потом над финским заливом началось авиашоу, а мы смотрели его с колокольни храма Петра и Павла.   Самолеты резко уходили в небо, делали «мертвую петлю», входили в пике, выруливая у самой воды. С колокольни все было прекрасно видно.

Затем мы поехали  в Петербург к монументу защитникам Ленинграда. Он был открыт 9 мая 1975 г. Там было много людей, люди шли семьями и возлагали цветы. Вся скульптурная группа «Непокоренные» была засыпана цветами. Очень хорошо, что нам тоже удалось найти цветы и возложить их к памятнику.

Рядом с памятником находится музей. В нем всегда звучит метроном, зал освещает 900 светильников — по числу блокадных дней. Там постоянно идут документальные фильмы из жизни блокадного Ленинграда. Они помогают представить, что пришлось пережить людям в те страшные годы. Но наши люди все выдержали, выстояли и победили. Перед отъездом из этого гостеприимного города мы заехали в Казанский собор, приложились к чудотворной Казанской иконе Божьей Матери.

Вот и закончилось наше путешествие, мы пообедали, простились с экскурсоводом, с городом, который нас принял очень гостеприимно и радушно. Даже погода не подвела: только 7 мая было холодно, но уже к вечеру было тепло и хорошо. Отец Михаил ушел от нас в другой автобус, и тот автобус ехал правильно. А наш автобус отстал и заблудился, мы долго петляли по городу, пока нашли дорогу. После этого отец Михаил вернулся к нам, мы помолились, пели песни и не заметили, как заснули. После молитвы дорога далась нам легко, уже утром мы были в Зарайске. Усталые, но очень довольные все разошлись по домам. Но воспоминания о поездке останутся надолго.

Это мнение разделяют и юные корреспонденты, которые тоже были в этой поездке.

Отзывы учеников о поездке

Мне очень понравилась эта поездка. Особенно запомнился развод мостов. Это нечто потрясающее. Огромные железные плиты взмывают вверх, озаряя ночное небо над Петербургом. Кажется, будто это дорога куда-то далеко в небо к звездам. Так и хочется взбежать по этой дорожке вверх, полюбоваться ночным городом. Потом по Неве пошли большие корабли, а мы с песнями поехали спать. Мы успели посмотреть очень много интересных вещей. Я хотел бы еще раз посетить этот прекрасный город.

Ковров Николай

А мне больше всего понравилось в Кронштадте. Там  заброшенный старинный  форт. Но мы с ребятами забрались внутрь, бродили по темным подземельям. Там жуткая тишина,  страшно, но так интересно и заманчиво. Форт тянется по всему побережью. В Кронштадте много интересных мест, памятников. Еще мы узнали очень много о блокадном Ленинграде. Восхищаешься мужеством этих людей.

Алексеев Евгений

Впечатлений от поездки осталось очень много. Прогулка на катере, виды ночного Питера — все потрясает и удивляет. Очень понравился Петергоф. Он словно музей под открытым небом. Красота садов, очарование фонтанов и роскошь дворцов навсегда останутся в памяти. Так же было забавно и весело бегать по фонтанам-шутихам. Вообще, Питер — прекрасный город, и каждому человеку стоит там побывать. Там добрые люди, которые принимали нас очень гостеприимно. Эта поездка мне очень понравилась.

Кудрявцева Екатерина

Их мнение разделяют все ребята, которые были в поездке. Все было весело, дружно, удачно, интересно, познавательно. Так что мы готовы ехать в следующую поломническую поездку.

Об авторе: Назина Светлана Олеговна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение "Мендюкинская средняя школа".