Вы здесь

«Немецкие» мосты Ставрополя и окрестностей

Татьяна Немичева
12.08.2020 г.
24 0

Продолжаю знакомить с достопримечательностями города Ставрополя и его окрестностей. Приглашаю читателей совершить путешествие в прошлое. Сегодня мы с вами познакомимся с «немецкими мостами».Почему немецкие? Немного истории.

Я видел Ставрополье на картинках,
В окно вагона, через дым костров…
Лежит оно в равнинах и горбинах,
Лежит на стыке четырех ветров…
Кашпуров

Ставропольская Туапсинка - железная дорога (Ставрополь–Армавир) отметила вековой юбилей.

В начале XXвека ставропольскому крестьянству и купечеству нужны были рынки сбыта для своей продукции. Ставрополь стоял в стороне от железной дороги. Это стало сказываться на развитии города. В 1912 году одобрено проектирование и строительство железной дороги. Основное её назначение – транспортировка зерна в черноморские порты.

Участок Ставрополь-Армавир называли «хлебной» дорогой.Стартовала стройка в апреле 1914 года одновременно в трёх пунктах - в Армавире, в Ставрополе и в селении Петровском (ныне Светлоград).Участок Армавир-Ставрополь был пущен 1 октября1916 года.Путь от Ставрополя до Армавира составил 62 версты (вместо 145 верст по Владикавказской дороге).

Проектировали дорогу инженеры из Германии, а строили немецкие и австрийские военнопленные. Участок дороги от Ставрополя до Армавира прокладывали по сложному рельефу. В 80.000 рублей (и более) серебром обходилась верста дороги. 12 железнодорожных мостов выросли от Ставрополя до Туапсе. Для каждого из них был разработануникальный чертёж. Стены большинства мостов сложены из ставропольского ракушечника,железобетон почти не использовался.Мосты строили «на века».

После гражданской войны железную дорогу восстановили, исключая участокАрмавир–Ставрополь.И сейчас используется участок дороги Армавир-Туапсе.

Не зря купцы давали деньги на строительство дороги. Век без обслуживания, а красавцы-мосты стоят в степи и предгорьях Ставрополя.Немецкий мост-пример инженерной мысли и мастерства создателей.После взрыва дороги во время Гражданской войныуцелели два моста. Они находятся недалеко от Ставрополя и друг от друга. Местные жители называют их Немецкий и Большой Новокавказский мосты. Они стоят того, чтобы на них посмотреть.

Мы отправляемся в Мамайский лес к Немецкому мосту пешком из Юго-западного района города. Машину оставляем у заброшенного кафе(пр. Космонавтов), сами отправляемся пешком. Проходим остановку СНТ «Нива», поворачиваем налево, попадаем на асфальтовую дорогу. Для прокладывания маршрута пеших прогулок используем приложение MAPS.ME. Маршрут проложен через лес.

Почему пешком? Летние дни, красивая природа, чистый воздух, маршрут проложен по лесной дороге. Да и просто мы любим гулять.

В этом году была малоснежная зима, осадки нас не радоваливесной и летом. Обратите внимание на летний листопад. Это деревья защищают себя от недостатка влаги. Листочки–«шуршики» приятно хрустят под ногами. Идёмпо лесной дороге. Солнечные лучи интересно рассеиваются листвой, красивые тени. По пути встречаются «лесные жители». Красота!!!

По этому маршруту шли впервые. Дошли до указателя.

Прошли в указанном направлении. Среди деревьев увиделимост. Размеры у него внушительные. А ведь строили без современной техники. Вековой исполин хорошо сохранился.

Мост соединяет склоны впадины. Официальное название — «арочный мост через реку Мамайку 2-ю на пикете 100+3,46 версты 96»(96 я верста от Армавира). Мост стоит на 5 огромных опорах, каждая из которых диаметром 20 м. Размеры самого моста поражают: 85 м длина, 6 м ширина и 18 м высота. Несмотря на сложный рельеф местности, мост сохранился, поражая своей красотой туристов.

Мост простоял век, а насыпь только намного осела. На мост несложно забраться. Здесь назначают свидания влюблённые.

Сверху открывается потрясающий вид. Зелёное море,ты паришь над ним. Включается воображение, ты слышишь шум «приближающегося поезда». Вот сейчас он появится из-за деревьев. Вот вам и поезд-призрак. 

Место популярно уальпинистов со стажем и скалолазов-любителей. Здесь проходят соревнования спасателей, альпинистов и экстремалов.

Пешая прогулка стоит того. Любителям ярких кадров лучше выбираться погожим летним днём.Лесная тропинка приведёт вас к мосту. Огромный «красавец» перекинут через реку Мамайка.

Около опор растут деревья. Зелёная крона которых закрывает мост от туристов. Вокруг царит красота и таинственная атмосфера. Думаю, это сооружение простоит ещё много лет, поражая туристов размерами.

Сюда можно добраться на велосипеде. Разработан маршрут - 8-9 км. Начало пути - вход в парк имени Победы. Путь на велосипеде займёт 40-45 минут. В пути велосипедистысмогут любоваться красотами природы.

Адрес: A154, Ставрополь  GPS координаты: N 44’59’49;  E41’58’57

На мосту проложено 17 маршрутов для скалолазания. Их длина соответствует высоте моста - 17-18м. Есть маршруты, идущие до окна или железных балок – 9-10м.

Здесь красиво в любое время года. На фоне моста, на высоте получаются красивые фото. Удачный кадр можно поймать и у подножия. Туристы охотно делятся своими фото в соцсетях.

Сегодня рабочий день. По пути не встретили никого. Мы одни в бескрайнем лесу. Обратный путь занял меньше времени. Совсем не устали, впечатлений масса.

К брату–близнецу – Большому Новокавказскому мосту отправляемся на машине (разработан велосипедный маршрут).Выезжаем из Ставрополя, движемся по трассе к Татарке. По правую сторону дороги на спуске видим небольшой мост из ракушечника. Этот малый мост -часть «хлебной» железной дороги.

ПроезжаемТатарку, далеедорога идёт через хутор Верхнеегорлыкский и приводит нас к мосту.

Мост виден издалека, довольно сильно разрушен. Построен из местного ракушечника, только арки отлиты из бетона. Может, время разрушило его, а может, оползневая активность. На мосту видны большие трещины.Большой Новокавказский мостподвержен воздействию природной стихии: здесь проходит узкий ветровой коридор.

У этого моста есть второе название – Кровавый. Закатные лучи иногда окрашивают его в ярко-красный цвет. Мост красив летом. Какой аромат трав вокруг! Осенью здесь всё окрашивается в яркие осенние цвета, а зимой холмы спят под белым покрывалом в ожидании тепла.

Недалеко (0,5 км) от Большого Новокавказского моста есть Малый Новокавказский.

У вас нет альпинистского снаряжения? Будем мост рассматривать снизу вверх. Внешняя крупная кладка моста позволяет подниматься в любом месте с минимальной подготовкой скалолаза. Мост интересен для занятий с начинающими в осенне-весенний период. С его стен открывается великолепный вид на окрестностии протекающий под ним Егорлык.

Из-за своих размеров«немецкие мосты»стали местом экстремального развлечения - роупджампинг. На альпинистских верёвках смельчаки шагают с высоты,несколько секунд парят в свободном падении. Пусть высота моста 18 метров, начинающим джамперам острых ощущений хватает.

Возможно, мы увидели остатки самых старых бетонных балочных мостов в России. Пусть ещё долго стоят они, напоминая нашим потомкам о железной дороге, о мастерстве строителей и инженеров.