Вы здесь

Венеция: Город на воде. Дворец дожей: фотографии и история

Нина Хомутова
26.11.2013 г.
4080 1
Путевые заметки о путешествии по Венеции.

Город, стоящий на воде


Прямо у домов плещется вода. Вот так просто: вышел утром из подъезда, погрузился в лодку — и... на работу... Сложно все представить относительно  себя, однако… А.И. Герцен писал: «Великолепнее нелепости, как Венеция, нет. Построить город там, где город построить нельзя, само по себе безумие; но построить так один из изящнейших, грандиознейших городов — гениальное безумие».

Венеция располагает и предлагает к неспешному знакомству с ней. Вода, окружающая город, отсутствие в городе мостовых, даже тротуары довольно редки, нет колесного транспорта (наверное, это единственный город, в котором на тропе туриста не встречаются машины) , морской бриз, возможность прокатиться по Грандканалу, подняться на множество мостиков, — все делает прогулку по городу уникальной. В сочетании со знакомством с известными мировыми шедеврами она становится яркой и незабываемой.

Дворец дожей


О существовании Дворца дожей все давно наслышаны. Свое название дворец берет от резиденции и места жительства дожа, верховного главы Венецианского государства.

Дворец (известен также, как Палаццо Дукале) построен в венецианском готическом стиле. Он открылся как музей в 1923 г. Сегодня это один из 11 самых знаменитых музеев мира. Веками он был и остается «визитной карточкой» Венеции.

Прибывавших по морю гостей прежде всего встречало именно это здание — резиденция правителей Венеции, место заседаний Большого совета, Сената и Верховного суда. С выходящего из зала Большого совета на залив балкона дож (пожизненно избранный правитель Республики) лично приветствовал прибывавших визитеров.






Здание Дворца дожей было возведено в период между 1309 и 1424 гг. Считается, что архитектором первого проекта являлся Филиппо Календарио. Строение было довольно сильно разрушено во время пожара 20 декабря 1577 г. Сразу же была инициирована его реставрация. В ходе долгих споров было принято решение оставить дворец в оригинальном готическом стиле, хотя обсуждался и вариант сделать его на современный лад.


К концу XIX в. столетия появились ясные признаки разрушения и итальянское правительство выделило деньги для его восстановления. В 1923 г. оно передало управление Дворцом дожей венецианскому муниципалитету.


Самая старая часть Дворца дожей — фасад с видом на лагуну. Углы его украшены скульптурами XIV в. Филиппо Календарио и различными художниками Ломбардии. Галерея первого этажа и лоджия выше украшены в XIV и XV столетиях. Некоторые из скульптур были заменены копиями в течение XIX столетия.


В 1438-1442 гг., Джованни и Бартоломео Бон построили и украсили Порта делла Карта, который служил церемониальным входом в здание. В наше время общественный вход во Дворец дожей осуществляется со стороны береговой линии.

Город, защищенный водой, мог позволить своему дворцу не выглядеть крепостью, что глубоко поражало всех, кто приезжал сюда. Аркада Дворца дожей — символ готовности торговать со всеми.

В центре восточного фасада находится большой балкон, выполненный в 1536 г. Над балконом стрельчатое окно и скульптурное изображение дожа Андреа Гритти перед символом Венеции. Над этим балконом установлена статуя Правосудия работы скульптора Алессандро Витториа. Именно с этого балкона в 1866 г. было провозглашено воссоединение Венеции с Итальянским Королевством.

Дворец — это не просто резиденция дожа, но и штаб-квартира власти вообще: здесь заседали все советы республики, размещались министры, секретариат, суд и даже тюрьма. Площадь рядом была местом публичной демонстрации казненных. Поутру жители могли обнаружить между колоннами повешенного. Объяснений не давалось, но преступление было всегда одно — предательство высшего коллективного интереса. Казнили быстро и ловко, обычно по доносу, но всегда после разбирательства в местном "органе безопасности" — Совете десяти. В последний раз труп был выставлен здесь в 1752 г. и до сих пор считается плохой приметой проходить между колоннами пьяццетты.

Вообще в Венеции все было придумано очень хитро: дожи выбирались среди богатых и влиятельных людей города, и именно дожи тратили свои собственные деньги на строительство и реставрацию Дворца и прочих венецианских зданий. Должность эта была почетной. Как правило, дожами становились пожилые люди, которые успели накопить уже солидное состояние. За свое положение и титул дожи получали очень скромное жалование, зато большое уважение граждан. Всего в истории Венеции было 120 дожей. Титул дожа существовал в Венецианской республике на протяжении более чем десяти веков — с VIII по XVIII вв.

В отличие от шикарных интерьеров открытой для всеобщего посещения части Дворца, комнаты Совета Десяти — темные, тесные, выполненные очень просто, без изысков.

Дворец дожей отражает дух старой Венеции: роскошь, изящество, великолепие и могущество. Венеция дольше остальных итальянских республик сохраняла свою независимость и политический авторитет. В 1797 г. Наполеон Бонапарт занял север Италии и прислал во Дворец дожей адъютанта с сообщением, что он упраздняет Венецианскую республику. После краха Наполеона Венеция стала частью Австрийской империи. И лишь в 1866 г. было провозглашено воссоединение Венеции с Итальянским королевством. Акт об этом был зачитан собравшимся горожанам с балкона Дворца дожей.




Слева от фасада, выходящего на Площадь Святого Марка, открывают доступ во двор Дворца дожей Бумажные ворота — Порта Карта, созданные Джованни и Бартоломео Бон; в форме стрельчатой арки, украшенной в ее верхней части декоративными элементами в готическом стиле; на портале — дож Франческо Фоскари перед крылатым львом, а вверху — статуя Правосудия.


Красивый внутренний дворик дворца был ареной, где плелись хитрые интриги, где тайно покупали и продавали голоса, потому как в Венеции все должности были выборными.

Богатые пытались подкупить бедных, а бедные пытались продать свои голоса подороже. Поэтому вскоре была назначена комиссия, которая наблюдала, чтобы выборы проходили честно. Выбирали 20 аристократов и допрашивали их на предмет подкупа. Если несколько человек показывали, что их пытались подкупить, то подкупавший мог лишиться и титула, и должности. Как а видим, все было очень серьезно.

На площади находятся два красивых отлитых бронзовых колодца работы мастеров XVI в. Через Бумажные ворота можно пройти в арочную галерею Фоскари. Затем во двор Дворца дожей, в центре которого установлены два бронзовых парапета для колодцев работы Альфонсо Альбергетти (1559 г.) и Никколо деи Конти (1556 г.). В колодцы заливали для аристократов чистую, как слеза, горную воду. Стоила она очень дорого и только очень богатые могли позволить себе пить такой напиток. Такая вода была дороже, чем вино. Этот колодец, как и все остальные колодцы в Венеции, работал на сбор дождевой воды.








Здесь находились тюремные казематы. Тюремные камеры были в колодцах и в Пиомби. Клетки в колодцах были душны и располагались под свинцовой крышей дворца. Вследствие этого летом они раскалялись и были очень холодными зимой. Известным обитателем Piombi был Джакомо Казанова, единственному из узников тюрьмы, которому удалось бежать.


Эта лестница из каррарского мрамора ведет ко входу во Дворец дожей. Она именуется "лестницей Гигантов", так как на последней ее площадке стоят статуи Марса и Нептуна (работы Сансовино) — покровителей Венеции.

Как гласит предание, ходить по этой лестнице разрешалось только дожам и тем венецианцам, чьи имена значились в "Золотой книге". Всякий другой, кто осмеливался по ней подняться, должен был умереть.

На "лестнице Гигантов" проходили все торжественные церемонии Венецианской республики.

Во время венчания дожа лестница превращалась как бы в гигантский трон, где старейший член Совета возлагал на голову нового правителя драгоценный головной убор — символ власти.


Основной фасад с восточной стороны входа — работы Антонио Риццо, конец XV в., роскошно украшен Пьетро Ломбардо. Два фасада, которые обрамляют двор с южной и западной стороны, построены из красного кирпича в XVII в.

Поднимаясь по галереям, видишь внутренний двор каждый раз по-новому.


Рядом с лестницей Гигантов расположен дворик Сенаторов. По традиции здесь во время торжественных церемоний собирались сенаторы.





Фигура Правосудия






Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «пасти львов» — выгравированные головы львов, в которые опускались послания и тайные доносы, являвшиеся компетенцией различных управлений.

 
Так сказать, сочетание приятного с полезным: и донос учинить, и красотой шедевра полюбоваться. Эта плита называется «Уста истины». Анонимные доносы не рассматривались.








Наверху северного фасада установлен циферблат часов. У этого фасада два яруса арок: полукруглые в портике и стрельчатые в лоджии. В арочных галереях выделяются ниши с античными отреставрированными статуями. Этот фасад является барочной работой Манопола.




Колодец








Специальные коридоры из дворца по Мосту вздохов, построенному в 1614 г., ведут к новым тюрьмам. Название моста связано со вздохами заключенных, которых вели в камеры. Мост также считается одним из самых узнаваемых мест в Венеции.


Вид на канал из окна Моста вздохов






Повторюсь. Из тюрьмы удалось бежать только одному удивительно везучему человеку — Казанове. Сидя в тюрьме, гуляя за небольшие чаевые по крыше, он нашел там кусочек мрамора, который смог заточить, сделать орудие побега, присмотреть пути отступления и вместе с сообщником — отцом Пальбе — через двери канцелярии очутился в зале. В это время дворец на три дня был закрыт на религиозные праздники дубовыми затворами и решетками. В принципе это означало конец узнику. Но Казанова был высоким (187 см) и, когда наклонился, у окна его шляпу с перьями не смог не увидеть сторож. (Этот факт нравится! В тюрьме полагалось находиться непременно в шляпе с перьями). Приняв Казанову за богатого синьора, сторож прибежал извиниться. Казанова дал ему "на чай" (по этому поводу хочется сказать, что итальянцы сейчас вообще не понимают, что такое чай в его исконном смысле. Стакан плохо заваренного чая, чашка кофе и бутылка вина не самого лучшего по качеству стоит одинаково — 2,5 евро. Что остается в таком случае делать русскому туристу? Правильно... бутылка вина), и тот выпустил узника через парадную золотую лестницу. Казанова сбежал. На то он и Казанова.






В парадные залы дворца можно подняться по «Золотой лестнице», спроектированной Сансовино в 1538 г. для дожа Андреа Гритти. Это позолоченная лепнина в старину предназначалась для важных гостей.

Сьемки во Дворце запрещены, поэтому фото или не очень удачные, или снятые из окна или в переходах.





В верхних этажах под крышей Дворца дожей находится Зал Большого Совета — самое большое помещение в мире, потолок которого не держит ни одна опора. Зал Большого совета занимает все южное крыло. Его длина 54 м, ширина — 25 м, а высота — 15 м. При этом в зале нет ни единой колонны, поддерживающей его свод. Его украшали шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто и других знаменитых художников, но все они погибли при пожаре 1577 г. По проекту Антонио да Понте зал был реконструирован. В настоящее время стена в глубине зала полностью покрыта живописным полотном «Рай», написанным Якопо Тинторетто и его сыном Доменико (1590 г.). Длина картины — 22 м, высота — 7 м. На потолке выделяется огромная овальная картина Паоло Веронезе «Триумф Венеции».

Во дворце осталась единственная сохранившаяся после пожара картина Тициана, которая находилась при пожаре в мастерской. Во время выборов дожа претендент на его место должен был заказать свой портрет художнику, заплатив за него из своего кармана. На картине он должен был быть изображен стоя на коленях. На упомянутой картине слуга республики — дож Антонио Гримани стоит на коленях перед символом веры — девушки с большим крестом, в руке которой чаша со Святым Причастием, а слева Святой Марк с крылатым львом. Антонио Гримани воевал с турками и командовал флотом. Он был разбит и чудом не погиб весь флот. Из-за угрозы быть повешенным он сбежал в Рим к сыну кардинала. Затем пришло помилование. Через 20 лет, в возрасте 87 лет, ему объявили полную амнистию и выбрали в дожи. Отсюда пошло поверье — «Да воздастся вам» (он верил и получил). Портреты дожей на коленях висят по всему дворцу.


Во Дворце есть еще один интересный зал — Зал Коллегии, стены которого тоже украшают полотна Веронезе и Тинторетто.


В зале Коллегии собиралась Коллегия, состоявшая из дожа, шести советников, старшин, главы Совета десяти и Верховного Канцлера. Здесь принимались наиболее важные решения правительства республики. Этот зал был спроектирован Антонио да Понте в 1574 г. Великолепный позолоченный резной потолок создан Франческо Белло и является обрамлением аллегорических полотен работы Паоло Веронезе, среди которых над трибуной выделяется "Венеция на троне".

Еще есть зал, в котором на стенах расположены разные виды оружия. Но... сознаюсь — они меня совершенно не заинтересовали.

Следующий зал — зал Совета десяти – венецианское КГБ, центр контр-шпионажа. Десять человек выбирались сроком на год, одевались в черные длинные одежды. На заседаниях присутствовали еще и дож с канцлерами (т.е. всего 17 человек). Это были чрезвычайной важности заседания, они проходили в атмосфере таинственности за закрытыми дверями. Из зала есть дверь, ведущая в камеру пыток. Если человек не сотрудничал — его сразу подвергали пыткам на дыбе. Можно представить что чувствовали те, которых пригласили сюда «на разговор». Очевидно, они мечтали только о том, чтобы выжить. Совет был очень могущественным. Слежка была друг за другом, за дожем, за всей знатью. Цель его существования — устранить в зародыше любой заговор против республики. Все как обычно: работала армия наемников, убийц и тайных осведомителей. Они знали все, что творится вокруг. На картине в зале Юпитер изгоняет человеческие грехи и пороки, с чем и боролся Совет десяти.

Деревянная дверь со скульптурой богини Правосудия наверху вела в кабинет, где сидели три самых страшных человека в государстве. Три начальника над Советом десяти. Из десяти выбирали троих на месяц. В течение своей службы они не имели права покинуть дворец т.к. были полностью погружены в работу. В старину говорили: «Попадешь к десяти — пытка, к трем — похороны». Глубокий ужас наводило на жителей Венеции одно лишь название Зала Совета десяти. В этом зале вершился суд и заседал Верховный судья. Неподалеку с ним был «Зал компаса», в котором располагалась инквизиция, где дожидались своего приговора осужденные. Полы во дворце шатаются – это специальные танцующие полы Венеции — деревянные полы, с покрытием «терраццо» — его начищали до блеска мраморной крошкой и натирали льняным маслом.

Дож — республиканский правитель, короны у него не было, был рожок. Хорошо себя ведет — ему давали рожок, плохо — снимали. Дож работал очень много, он должен был присутствовать во всех заседаниях.

Небольшая комната с камином – это зал ожидания, в котором своей очереди ждали все важные гости – аристократы, послы и те, кого пригласили на разговор к правителю и его канцлеру.

Правительственный орган, где заседал дож с канцлерами, назывался коллегией. Здесь принимали послов, выслушивали тайные доносы, готовили законопроекты. У дожа трона не было, он сидел на одном уровне с канцлером. Находящиеся сейчас в зале кресла сохранились с XVI в., а вся остальная мебель была сожжена Наполеоном. Это его почерк — уничтожать атрибуты чужой власти.

Сенат функционировал, как министерство иностранных дел. Сенаторов было 120 и одевались они в красные длинные тоги. Во время заседания дожа и его канцлеров двери закрывались и никто раньше его полного окончания не имел права уйти. Заседания зачастую длились всю ночь и заканчивались только на следующий день. Здесь решались важные вопросы — объявление войны или заключение мира, подписывались важные коммерческие договоры, отсюда назначали капитанов и адмиралов флота. Находящиеся в зале часы как бы говорили: «Имейте совесть, закругляйтесь».

Прислушиваться к мнению астролога было просто необходимостью с учетом всех аспектов тогда распространенной науки. Астролог занимал государственную должность. Потрясающая роспись потолков, роскошные палаты, огромные камины. Везде чувствуется мощь и размах.

Дворец просто огромен. Былым блеском и шиком веет от каждого помещения, что еще более подчеркивает богатство его владельцев. При том условии, сколько...скажем мягко, исчезло отсюда, захвачено и вывезено завоевателями, просто утрачено со временем. Действительно, здесь есть на что посмотреть. Весьма интересно попытаться представить внутренний мир людей, живших в то время, рассматривая полотна с их благочестивыми образами, роскошные залы и вспоминая сырые камеры тюрьмы или кабинеты для допросов внизу. Легко вызвать ощущение присутствия в кровавых временах, где смерть пронизывала жизнь. На мой взгляд именно это место контрастов как нельзя лучше позволяет ощутить суть всего того, что есть Венеция. А еще как-то разволновала ситуация с доносами. Очень давняя история… и стара как мир. Оказывается.
Комментарии
26 ноября 2013 г., 23:56
Спасибо большое за публикацию! Очень интересный рассказ, познавательный. Спасибо за фотографии.