Вы здесь

Приобщение к духовности

Бражникова Татьяна
17.11.2011 г.
1052 0

В статье говорится о жизнеспособных формах фольклора, как средстве приобщения к духовности. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Жизнеспособные формы фольклора, как средство приобщения к духовности

Каждый исторический период выдвигает на первый план свои задачи воспитания молодого поколения.Во все времена общество осознавало свою ответственность за воспитание будущего поколения, стремилось передать свои ценности и установки, нравственные идеалы. Современное общество не является исключением. Однако, мы не всегда осознаем, что именно традиционная культура, народные традиции способны выступить как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены духовные ценности, лучшие черты и качества личности, нравственные эталоны.

Ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Основными средствами передачи знаний, жизненного опыта в педагогическом процессе является общение, яркий образный пример нравственного или безнравственного поведения. Через живое и непосредственное общение взрослого с ребенком осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность. Поэтому личность взрослого, родителя, педагога должна соответствовать требованиям, которые взрослый сам предъявляет к ребенку.

Взрослый - это образец для подражания. Не надо быть ангелом, чтобы иметь нравственное право воспитывать настоящего человека, надо самому быть истинным Человеком. Главная задача взрослого учителя-воспитателя состоит в том, чтобы сформировать Человека: "Мы стоим посредине между двумя великими вещами: с одной стороны - знания, добытые, накопленные, выстраданные в веках, сосредоточенные в копилке мудрости в книгах и в бессмертной душе бессмертного народа, а с другой стороны – ребенок, маленький человек из которого надо создать человека» В. Сухомлинский.

Народный идеал совершенного человека можно рассматривать как суммарное, обобщенное представление и целях народного воспитания, среди которых основополагающей является цель воспитания Человека как духовно развитой Личности.

Духовность - есть гармоничное сочетание эмоционального, интеллектуального и волевого начал в человеке, проявляющихся в стремлении человека к высшим ценностям. Истинная духовность - это, прежде всего, культура и традиции своего народа. Методы передачи духовных ценностей зафиксированы в народной педагогике, которые передавались из поколения в поколение.

Бездуховность, в свою очередь, есть эгоизм, направленность на самого себя, подчинение своей жизни базовым потребностям, из чего следует стремление человека к достижению материального благополучия любой ценой и любыми средствами. Как отмечают в своих исследованиях многие ученые-психологи, при утрате человеком духовной сущности в нем начинают преобладать базовые потребности (т.е. физиологические, у которых нет предела насыщения) и которые, чем сильнее проявляются, тем дальше отдаляют человека от высших духовных ценностей.

Духовное воспитание русского человека традиционно базировалось на следующих категориях ценностей:
-общечеловеческих (честность, доброта, способность к сопереживанию);
-национально-государственных (любовь к Родине);
-семьи ( почитание предков, межпоколенных связей);
-личных (любовь, уважение к себе и другим, понятие о чести и достоинстве).
Именно народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе :
? огромный духовный заряд,
? эстетический и нравственный идеал,
? веру в торжество прекрасного,
? в победу добра и справедливости.

Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров,
дети приобретают новые знания о труде, о жизни людей. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: "добрый молодец", "красна девица", "ясный сокол", "малые детушки».

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Считаем важным сказать о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей. Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью? В обряде все это слито в нерасторжимое единство. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед учителями и методистами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества.

В процессе работы с детьми мы стремимся к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Различные виды народного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции народа, более, чем другие виды искусства, отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования,. что само по себе отвечает природе ребенка, которая требует цельности, законченности во всем. Так, в своей работе мы широко использовали взаимосвязь художественных образов одного вида народного искусства с художественными образами другого.

Когда детям предлагается изобразить сюжет из придуманной ими сказки или сделать иллюстрации для самодельной книжки потешек, используя стиль той или иной известной им народной росписи. от этой работы дети получали большое эмоциональное удовлетворение. Детский рисунок приобретает нарядный праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно. С другой стороны, детские рисунки можно использовать для составления загадок описательного типа. При этом возрастает речевая активность детей.

Жизненный опыт показывает, что народный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен: мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок. Во время занятий декоративно-прикладным творчеством работы детей обогащаются новыми средствами создания художественного образа. Рисунки детей становятся ярче, выразительней, композиционно более законченными. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.

Обращайтесь как можно чаще к устному народному творчеству, мудрости поколений и Вы увидите, как Ваш ребенок станет более эмоционален, впечатлителен, как обогатиться его речь. Разнообразие народного художественного материала, применение его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи не только эстетического, но и интеллектуального развития детей.

1. Банин А.А. Сохранение и возрождение народных традиций. М., 1994г.
2. Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор – как особая форма творчества, Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971г.
3. Князева О.Л.. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. 1987г.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Оникс», «Мир и образование», 2007г.
5.Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – С. 14 – 16.