Вы здесь

Успешное собеседование: секреты подготовки и прохождения

Человек, которого пригласили на собеседование, находится в одном шаге от должности, о которой, возможно, всегда мечтал.  Рекомендуем внимательно прочитать наш материал, чтобы узнать,  как подготовиться к важной встрече с работодателем и успешно пройти собеседование.
Сегодня приему на работу практически всегда предшествует собеседование. Этот  кульминационный этап трудоустройства является крайне важным и ответственным, ведь скрыться за безукоризненным содержанием резюме уже не получится. Даже опытные и профессиональные соискатели признаются, что каждое новое собеседование заставляет их поволноваться.

Как подготовиться к этой, возможно, судьбоносной встрече с работодателем? Чего ожидать от нее? Что нужно учесть потенциальному сотруднику, чтобы собеседование прошло успешно?  Как грамотно отвечать на вопросы, чтобы понравиться будущему боссу? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ в нашей статье.

Как подготовиться к собеседованию

Итак, вы получили приглашение на первое в жизни собеседование. Запомните: чем лучше подготовка к встрече с работодателем, тем выше шансы на успех. Для начала соберите об организации (учреждении, фирме, компании) максимальную информацию: цели и основные направления деятельности, этапы развития, достижения. Такие сведения можно найти в деловых справочниках, Интернете (на корпоративном сайте), прессе. Владея ими, вы сможете в ходе беседы продемонстрировать, что ваши намерения устроиться на работу именно в эту организацию очень серьезны.     

Продумайте, как вы будете добираться до места проведения собеседования. Рассчитайте, сколько времени потребуется на дорогу, и добавьте не менее получаса на случай пробок или других затруднений в движении транспорта. Можно совершить пробную поездку, чтобы знать точное время и отыскать здание, в котором расположен нужный вам офис.  
 
Необходимо приготовиться к тому, что на каждом собеседовании в той или иной форме задаются следующие вопросы:
  • Что стало причиной ухода с последнего места работы (для претендентов, имеющих опыт работы)?
  • Чем вас привлекает работа в нашей организации?
  • Чем вы в качестве сотрудника можете быть полезны компании?
  • Какие профессиональные качества вас выгодно отличают?
  • Ваши слабые стороны как сотрудника?
  • Какими достижениями вы можете гордиться?
  • С какими неудачами в профессиональной (учебной) деятельности  вам пришлось столкнуться?   
Как отвечать на эти вопросы? Четко, честно и объективно. Предположим, что у вас уже есть определенный опыт работы (подработки) в другой компании. Отвечая на вопрос о причине увольнения, следует воздержаться от негативных высказываний в адрес коллег и руководства. Лучше всего отвечать нейтрально: далеко добираться на работу, не устроил график, часто задерживали зарплату. 

При разговоре о перспективах вашей работы именно в этой компании аккуратно продемонстрируйте собеседнику свою заинтересованность в трудоустройстве. Оценивая свои достоинства и недостатки, достижения и неудачи, нужно быть предельно осторожным и самокритичным. Приготовьтесь к тому, что работодатель может предложить вам пройти психологические тесты или выполнить практические задания. Подготовьте собеседнику несколько вопросов о предлагаемой работе, ответы на которые вас интересуют.       

Как сделать так, чтобы первое впечатление о вас у работодателя было максимально благоприятным? Все очень просто: оденьтесь опрятно (встречать вас будут именно по одежке), начистите туфли, не забудьте привести в порядок руки и прическу. Оставьте дома хозяйственные сумки, рюкзаки и пакеты!  

Правильно настройтесь на встречу, которая вам предстоит! Каким бы пафосным ни было поведение работодателя, всегда помните, что собеседование – это переговоры о взаимовыгодном сотрудничестве. Высокий конкурс с множеством талантливых претендентов, жесткий отбор не должны вас пугать: компания всего лишь заинтересована в поиске толковых специалистов, а вы ищете хорошую компанию.

Как вести себя на собеседовании

Долгожданный момент, который способен кардинальным образом изменить вашу жизнь, наконец-то настал! Опоздать на собеседование  - это значит на 99% провалить его еще до начала. Поэтому приехать лучше раньше назначенного времени и подождать в приемной минут 10-15.

Важно! Если по каким-либо причинам вы решили отказаться от собеседования, обязательно перезвоните в компанию и сообщите об этом. Цените чужое время и уважайте потенциального работодателя! 

В офисе поздоровайтесь с секретарем или сотрудником отдела кадров и сообщите, что вы пришли на собеседование. Возможно, придется немного подождать, поэтому запаситесь терпением и доброжелательностью. Обязательно отключите мобильный телефон!

Помните: первые минуты встречи – самые важные. В кабинете поздоровайтесь и улыбнитесь сотруднику, который будет проводить с вами беседу. Если знаете, как его зовут, обратитесь к нему в приветствии по имени и отчеству. Скажите о том, что рады приглашению на собеседование. Эти простые действия помогут вам завоевать расположение собеседника.        

Обязательное условие: сидеть вы должны напротив работодателя, лицом к нему, чтобы принимать активное участие в диалоге. Если нужно, передвиньте для этого стул и создайте удобное для общения пространство. Этим вы дополнительно продемонстрируете свою уверенность, инициативу и наличие организаторской жилки.

Постарайтесь не волноваться! Вы беседуете с обычным человеком, у которого тоже есть свои слабости (даже если он изо всех сил старается и напускает на себя большую важность). Не робейте и не замыкайтесь в себе!  Чувствуете, что начинаете нервничать и никак не получается справиться с волнением? Не бойтесь сказать об этом собеседнику. Вероятнее всего, он сделает скидку на ваше эмоциональное состояние. Или же используйте другой вариант, который заключается в изображении полнейшего спокойствия. Это прием на самом деле действует успокаивающе. 

Какую позу принять на собеседовании? Однозначно – открытую, но собранную. Руки желательно положить на колени или на стол. Не прячьте их под столом и не соединяйте в замок, не подпирайте ими лицо. Не нужно нервно теребить ручку или другие предметы! Держите спину прямо, не разваливайтесь на стуле. Также постарайтесь не скрещивать и не поджимать ноги.

Зрительный контакт на собеседовании крайне важен. Взгляд, отведенный в сторону, придает потенциальному сотруднику жалкий внешний вид. Представьте, что между бровями у собеседника находится небольшой треугольник, в его середину и направляйте свой внимательный, заинтересованный взгляд. Так вы не будете «сверлить» и гипнотизировать своего визави или блуждать взором по кабинету.

Поговорим о жестикуляции. Жесты должны быть умеренными и уместными. Психологи советуют в ходе собеседования копировать жесты работодателя, чтобы настроить его на одну волну с вами (так называемая зеркальная поза). Не перестарайтесь! Только при умелом использовании этот прием действует безотказно!

Открытая и уместная улыбка в деловом разговоре поможет вам произвести впечатление благополучного и уверенного в себе человека. Не нужно улыбаться постоянно! Можно улыбнуться в паузе после вашего хорошего ответа на очередной вопрос работодателя.   

Как отвечать на вопросы?

Вопросы нужно слушать внимательно, а начинать отвечать можно, когда вам полностью понятна их суть. Не бойтесь при необходимости переспросить или уточнить вопрос (только не нужно переспрашивать вопросы постоянно!). Ваш монолог должен длиться не более 2-3 минут и содержать наиболее важные сведения.

Избегайте односложных ответов (да или нет), не отвечайте слишком сухо и формально, говорите достаточно громко и уверенно, объясняйте, если это необходимо, свою точку зрения. Говорите правду! Будете пойманы на нестыковках в ответах – потеряете все шансы на занятие вакантного места! Спокойно выдерживайте паузы после ответа, не пытайтесь что-то дополнять, даже если собеседник молчит. Не бойтесь сложных, на первый взгляд, вопросов, сохраняйте хорошее настроение на протяжении всей беседы.  

На просьбе интервьюера рассказать о себе не пускайтесь в пространные рассказы, не ссылайтесь на сведения из резюме. Расскажите о том, какое образование вы получили, о своих достижениях в учебе. В свою очередь можете аккуратно поинтересоваться у работодателя, имеются ли в компании возможности получать дополнительное образование, повышать квалификацию, нарабатывать опыт и т.д. Это подчеркнет вашу целеустремленность и серьезность намерений. Вряд ли уместно на первом собеседовании обсуждать возможность карьерного роста, ведь работодатель еще не знает вашего профессионального потенциала и всех способностей.    

Важно! Будьте в меру общительны! Помните о том, что собеседование – это не допрос, а живой диалог. Говорите грамотно, правильно произносите слова и расставляйте ударения. Следите за  интонацией: избегайте монотонности, высокомерной, безразличной или агрессивной манеры говорить. Этот путь неизбежно приведет к провалу. Совершенно недопустимо использование в беседе с работодателем жаргонных или негативно окрашенных слов. Бедный словарный запас, излишняя болтливость или замкнутость, неумение слушать собеседника, постоянное желание перебить его и вставить свое замечание хорошую службу вам точно не сослужат.

После окончания разговора не забудьте поблагодарить собеседника за приглашение и состоявшуюся встречу независимо от ее результата.  

Если вы внимательно прочитали наш материал, мы можем констатировать вашу теоретическую готовность к прохождению любого собеседования. Вооружившись нашими рекомендациями, сделать это на практике будет значительно проще! Желаем успехов!   


Источник фото: http://sait-sovetov.net/sovety-molodym/kak-ustroitsya-na-rabotu-ili-chego-nelzya-delat-pri-sobesedovanii-600.php