Дёшево и сердито. Путешествуя по Китаю

Предлагаю к публикации очерк, написанный мною после поездки по Китаю. За время путешествия посетил такие города как Гуанчжоу, Фэнхуань, Гуйлинь, а также национальный парк Чжанцзяцзе, более известный как Аватар-парк. В поездке со мной приключилось немало курьёзных происшествий, о которых я и написал во всех подробностях, смакуя каждое злоключение. Надеюсь, статья будет полезна всем, кто захочет повторить мой маршрут и посетить эти замечательные диковинные места.

Часть 1 (Гуанчжоу).

А не съездить ли нам в Китай? – подумали мы в декабре. Подумали, да забыли. Вспомнили в январе, в феврале начали подготовку и в марте отправились в путешествие. Выбор пал на парк Чжанцзацзе, Гуйлинь и волею случая на Гуанчжоу. Какого такого случая? – спросите вы. Всю поездку от начала до конца мы спланировали сами. Разве что за визами обратились в туристическое агентство, и то лишь потому, что те, кто получал визы самостоятельно в посольстве, все поголовно твердили, что лучше не связываться. А в остальном, сами продумали маршрут, забронировали гостиницы и билеты на транспорт. С транспортом, собственно, а если точнее, то с перелётами всё и связано.

Добираться до Китая мы решили через Гонконг. Банально дешевле. Билеты из Владивостока и обратно стоили 15000р. и их мы покупали у Аэрофлота, а вот дальше самым дешёвым вариантом был перелёт из Гуанчжоу китайскими авиалиниями. У китайцев мы и решили покупать билеты, воспользовавшись услугами сайта ctrip.com. На этом же сайте мы покупали билеты на ж/д. Они доступны за месяц до отправления, и самые лучшие и выгодные билеты китайцы разбирают моментально. С автобусами ситуация чуть сложнее. Расписание их движения можно посмотреть на сайте chinabusguide.com, а вот забронировать – только на самой станции отправления.

Собственно, оба сайта предоставляют информацию о внутреннем транспорте Китая и даже о перелёте до Гонконга сведений на них не найти (поправка: за время нашего путешествия сайт авиабилетов прокачали и теперь он показывает все перелёты китайскими авиалиниями, а вот о ж/д переездах информации всё ещё нет, даже об экспрессе до Гонконга, который ежедневно отправляется от северного вокзала Гуанчжоу чуть ли не каждые полчаса).

Но да не страшно. На сайте гонконгского аэропорта есть информация обо всех автобусах и даже можно зарезервировать себе место. Правда воспользоваться бронью у нас не вышло. Не беда – непосредственно в самом аэропорту Гонконга нашли автобус, ещё и дешевле на 20 гонконгских долларов. Ходит он по крупным гостиницам Гуанчжоу. Мы же через booking.com бронировали самые дешёвые.

От аэропорта до границы. По-моему, и часа не прошло. Минут 30-40 там, и дальше до Гуанчжоу ещё часа два. Важное уточнение – после перехода китайской границы не стоит искать тот автобус, на котором ехали от аэропорта, в Китае вы пересядете на другой. Просто покажите билет, вас сориентируют.

В Гуанчжоу мы прибыли уже по темноте. Пошли искать метро и тут всплыла неприятность – google неверно отображает геолокацию. Позже перешли на приложение, которое в App Store называется просто «Карты», но тогда, в первую ночь, приходилось по картам гугла ориентироваться самостоятельно, сверяясь с дорожными указателями.

Дорога до гостиницы заняла у нас больше двух часов и заставила поплутать, из-за чего мы пропустили время заселения в гостиницу. Особо мы не спешили, потому как и не сомневались, что номер будет ждать нас, невзирая на небольшую заминку, и мы наконец-то сможем отдохнуть и смыть с себя дорожную пыль. Да не тут-то было. На ресепшене китаянка на ломаном английском заявляет, что мы пропустили время заселения и наш номер уже отдали, а других свободных у них нет. Договориться до чего-либо с ней не вышло ввиду незнания китайского. Языковой барьер вообще стал одним из трех бичей нашей поездки. О двух других чуть позже.

Вот так и началась изматывающая беготня по Гуанчжоу в поисках гостиницы. Сперва, впрочем, мы прокатились на такси. Ох, лучше бы мы этого не делали. Поймали wi-fi в каком-то кафе – они вообще им охотно делятся, - нашли дешёвую гостиницу, открыли адрес на китайском, ловим такси. Первый остановившийся таксист предложил довести нас за 90 юаней. Мы: «Не, не пойдёт, давай дешевле». Он двигать отказывается. Ну и ладно, найдём другого. Тут же останавливается второй. Он – 80 юаней. Мы – 50. Он – 75. Мы – 55. Ну, и так до тех пор, пока не сошлись на среднем арифметическом. Едем, значит, за 65, но едем куда-то не туда. Едем долго. Город кончился, начались какие-то трущобы в лучших традициях Китая – сточные канавы, грязища, горы мусора, дома, в которых не то что спать, заходить не хочется. Таксист и сам, похоже, понятия не имеет, где очутился. Начал бегать по району, спрашивать дорогу. Пытаемся сообща разобраться, куда ж мы приехали. Он открывает свою карту, я – свою, на которой пометку с расположением гостиницы. Приехали мы совсем не туда. Промахнулись в два раза.

Нет, говорим, вези нас отсюда. Приехали в центр города, высадились. Времени уже где-то час ночи. Людей на улице нет, редко где горят вывески KFC да McDonald’s, а у них есть вай-фай. Открываем букинг, выводим на карту все гостиницы, идём до ближайшей. Доходим. Нам уже не важно, сколько она стоит, до утра бы поспать, а там спокойно найти приемлемый вариант.

Но не тут-то было. На ресепшене машут руками, то ли мест нет, то ли селить не будем. Честно, до конца так и не понял, с чем это связано, но мы обошли порядка десяти гостиниц и в каждой нам дали от ворот поворот. У некоторых на стойке табличка с изображением анимешного полицая. Указывают на неё, что-то говорят по-китайски, внятно ничего объяснить не могут. У нас уже ноги болят, спину ломит, спать охота. На дворе пятый час ночи. Прошли пешком кварталов двадцать-тридцать, небоскрёбами уже вдоволь налюбовались, нафотались, даже перекусить успели. Зашли в 7-Eleven, а возле очередной гостиницы наткнулись на улице на пару деревянных кресел, будто для нас кем-то так любезно оставленных. Рядом и туалет общественный. Красота. Думаем, не заночевать ли. Одумались. Перекусили, в туалет сходили, пошли дальше.

В одной из гостиниц попался добродушный китаец, которых посмотрел нам по приложению ближайшие гостиницы со свободными номерами. Будто мы до этого сами не додумались. А к тебе мы как пришли, по-твоему? Решили попробовать иначе. Забронировали гостиницу на следующий день. Прошли сперва по его вариантам. Там, конечно же, облом. Идём к месту бронирования. Это оказалась сеть 7 DAYS IN. Сперва на ресепшене тоже головой махали, но потом, когда показали им на телефоне бронь на следующий день, сказали, мол, номер освободится только в 8 утра, приходите к 9-и.

Мы на радостях пошли до ближайшего кфс, заправиться кофе да переждать, но вот незадача, работает он только с 6-и. Проторчали час у его порога, а после как-то умудрились даже не уснуть за столиками. Там это, к слову, распространённая практика. По соседству с нами китайцы так и спали.

Кофе, надо сказать, у них ядрёный. Я как выпит, так сон как отшибло. Будто чистого кофеина вкололи. Хватило даже сил принять душ, когда мы, наконец, заселились. Радости моей в тот момент не было предела. Помню, подходя к первой забронированной ещё из дома гостинице, мечтал о тёплом душе. И вот – спустя десять часов мечта осуществилась.

Проспали до двух часов. Оно и ясно. Хотелось бы больше, но тратить день на сон не стали. Отдых не резиновый. Собрались, поехали в центр. Разобрались, как покупать билеты на метро. Ничего сложного. У них на каждой станции терминалы, и все названия на двух языках. Я скачал себе приложение «Метро Гуанчжоу». Всё как с московским метро. Указываешь станцию посадки и конечную, приложение прокладывает маршрут со всеми пересадками.

Мы вышли на станции Zhujiang New Town. Рядом здание оперы.

К нему и пошли. С полчаса, а то и больше ходили вокруг него, фотались. Потом двинули в сторону телебашни,

но до неё не дошли, решили вернуться к ней по темноте. А тем временем прыгнули в метро и по синей ветке (АРМ) до станции Linhexi. Оттуда по паркам и скверам, минуя футбольную арену, роллердром и фонтаны на площади,

под которыми можно побегать, дошли до подземных торговых рядов. Такие, по-моему, есть чуть ли не в каждом городе Китая. Побродили там, прыгнули на метро, вернулись в центр, зашли в библиотеку.

Здоровенное стеклянное здание. Если не ошибаюсь, семь этажей с книжными полками. И целая толпа народу.

Посидели там, пока не раздался звонок и всех не погнали прочь. Мы вышли на улицу и, прогулявшись вдоль реки, оказались на каком-то острове. Остановка метро Haixinsha. Как оказалось, к башне с него пешком не попасть. Банально нет моста. Зато там куча баров и речные прогулки по ночному Гуанчжоу. По реке кататься мы не стали, посидели в баре, выпили пива, собрались идти домой. Синяя ветка метро уже закрыта. Тут я припоминаю, что, вроде, видел график работы метро и должны они работать до 23:00. Смотрю на часы,  - половина одиннадцатого. Прибавили шагу, спустились под землю, купили билет. Там нас уже подгоняют. Дескать, последний поезд. На него-то мы успели, но нам с пересадкой. На станции пересадки глушь. Только уборщик метёт платформу и руками машет. Всё, стало быть, не будет нашего поезда. Думаем, что делать. Решаем, поехать через другую ветку. Для этого нужно вернуться назад на три остановки. Благо в обратную сторону поезд как раз подошёл.

Домчали до станции пересадки, а там нас уже встречают. Всё, метро закрывается. Пшли вон. Ладно, чёрт с вами, поедем на рикше. Помню ещё те времена, когда они бегом на своих двоих телегу толкали. Потом у них велосипеды появились. Сейчас вот мопеды. Показываем карточку отеля. Он гривой машет. Понял, мол. Сели мы втроём на один мопед, поехали.

Поехали, надо сказать, какими-то закоулками. Искали перед этим, где бы поесть. Не нашли, купили еды в магазине. А тут, вдали от большой дороги, китайских забегаловок одна на другой. Выбирай не хочу. Но ладно, что уж. Едем мы, и вижу я здоровенную семёрку на крыше дома – логотип гостиницы, да только не нашей. Как я позже узнал, сеть у них весьма обширна. Только мне за четыре дня в Гуанчжоу штук пять попалось, а сколько их там всего один чёрт знает. Пытаемся показать нашему рикше, где же наша гостиница. Опять открываем китайский адрес в букинге, но толку от этого чуть. Извозчик наш в недоумении, как быть, начинает хватать первых встречных и спрашивать у них. Помог нам какой-то велосипедист, который худо-бедно мог объясняться по-английски. Не то что бы я сам им владел в совершенстве, но пару слов связать могу и понять, о чём мне толкуют тоже. У китайцев же с этим просто беда. Почти никто язык не знает. В метро на каждой станции есть один служащий, на вокзалах, да в гостиницах. Порой мы встречали людей на улице, с которыми можно было перекинуться парой слов, но это в рамках исключения из правил. Чаще они тебя не понимают и объяснить ничего не могут. Даже жестами. Я так целую пантомиму разыграл. У нас даже дети бы уже догадались, чего я хочу, а они не понимают.

В общем, пересели мы с рикши на такси. Покатались по городу, видами полюбовались, с третьего раза приехали-таки в нужное место. Решили отныне ездить лишь на метро. С ним хотя бы всё ясно, и объясняться ни с кем не надо.

Проснувшись следующим утром, решили сходить позавтракать где-нибудь у себя на районе. Жили мы относительно недалеко от центра города, на станции метро Dongshankou, в пяти остановках от Canton Tower. Выйдя из гостиницы, обнаружили прямо у нас под носом пешеходную улицу с кучей разных бутиков, кафешек и небольшим рынком. Купили свежих фруктов и овощей, погуляли по тесным улицам, пофотались, полюбовались видами, а вот поесть вышло не сразу. Не знаю, в чём дело, то ли китайский снобизм, то ли заявились мы не во время, но зачастую нас встречали, махали головой – дескать, не-не-не, пшли вон – выпроваживали на улицу. Взрослое поколение вообще не очень-то дружелюбно относится к европейцам, а вот молодёжь, напротив – всегда приветливы и общительны.

Осложняло дело ещё и другая проблема, часто в заведениях не было меню на английском или хотя бы с картинками, чтобы ткнуть пальцем, мол, это хочу. Мало того, в придачу ко всему Таня ещё и привередничала, хотела найти что-нибудь неострое. И это в Китае, где всё едят с кучей ядрёных специй, а дети с ранних лет лопают острую пищу, и даже грудное молоко, поди, горло обжигает.

Так вот, и в этот раз не вышло. Время уже ближе к обеду, а мы не завтракали. В общем, если глисты в кишечнике у меня и водились, то за время путешествия они не раз пожалели о своей прописке и, наверняка, куда-нибудь да съехали. Я-то, в отличие от Тани, острое люблю, но даже мне порой было не по себе и в горло всё горело. Китайская еда, которую готовят у нас дома, ни в какое сравнение.

Вечером высадились на станции метро Liede, погуляли по Hunter Lane, посидели у реки, поглазели на мост, вернулись в метро и доехали до телебашни. Народу там, скажу я вам, немерено. Куча ларьков, баров и прочего. Сама башня светится всеми цветами радуги. Снизу кассы. Покупаешь билет в зависимости от того, какие развлечения тебя интересуют, и на лифте наверх. Честно говоря, не припомню, что там было. Нас заинтересовала только «дорога спайдермена» – это когда вокруг башни поднимаешься в кабинке на верхние ярусы. Этакое колесо обозрения, только не по круговой траектории, а закрученное в спираль по восходящей. Ломались мы, ломались у подножья башни, и, поддавшись скупердяйству, никуда в итоге не пошли. Изрядно пролетели по финансам за последние два дня и выбились из бюджета, а всё самое интересное ещё впереди. Решили, что панорама ночного Гуанчжоу не стоит 250 юаней.

Весь следующий день мы уделили парку аттракционов Chimelong Paradise. Находится он на станции метро Hanxi Changlong. Американские горки, карусели, водные аттракционы, клоуны – в общем, всё как обычно. Особо углубляться в рассказ не вижу смысла. Разве что стоит упомянуть про модные в Китае 4G развлечения. Там это мини-фильм про роботов, путешествие в параллельные миры или ещё куда-то там, чёрт их разберёт. Запускают на сеанс человек по сорок-пятьдесят. Рассаживаетесь по шесть-восемь в ряд, экраны по бокам, а спереди между рядами мониторы. Стилизованно всё под космический корабль. Ещё на входе, в зале ожидания, показывают вступительный ролик о том, что вам предстоит совершить космическое путешествие и бла-бла-бла, всё на китайском. Корабль трясёт, по бокам постоянно что-то происходит. Роботы, пришельцы, то город будущего, то джунгли неведомой планеты. Короче, особо много времени не отнимет. Сходить стоит.

После мы заглянули в комнату страха. Оба этих места рядом, немного в стороне от прочих аттракционов. Ничего страшного там нет. Просто ходите по узким коридорам, из стен то и дело высовываются всякие чудики, слышатся зловещие звуки, водные лабиринты, ну и темень само собой. Внешне всё напоминает не то склеп, не то гробницу.

Работает парк с десяти утра до шести вечера, если не ошибаюсь и не путаю с часами работы национального парка Чжанцзацзе. Мы пробыли там с открытия и до закрытия. На всех аттракционах побывать не успели, к этому и не стремились. Зато на некоторых прокатились дважды. С едой проблем не будет, там полно всяких забегаловок.

Также на территории парка есть цирк, но мы не ходили, билет туда покупать отдельно. Есть бесплатная программа развлечений. Зал со сценой, на которой очень громко кричат китайцы. Я так понял, что-то вроде скетчей. Мы только глянули и сразу ушли. Ещё на площадях показывают шоу фокусники и организуют мини-игры клоуны. Таня так получила цветок из воздушного шарика за то, что попала мячом в корзину.

Больше в этот день мы никуда не ездили, вернулись в гостиницу, наведались в супермаркет, посидели немного на крыльце да пошли в номер. К слову о супермаркете, с первого дня мы пытались его отыскать, чтобы оценить весь спектр китайских товаров, а нам попадались лишь небольшие магазинчики, 7-Eleven, Family Mart. Оказалось, он в соседнем с нами здании, на втором этаже. Никаких указателей или рекламных плакатов. Так, случайно зашли, когда по торговому центру гуляли. Сразу скажу, цены там даже выше, а выбор не то что бы очень.

Следующий день был последним в Гуанчжоу, вечером у нас перелёт до Чжанцзацзе. Добираться до аэропорта решили на метро. Дёшево и удобно. Нам бы так. Нашли по карте какой-то парк по пути в аэропорт. Станция метро Baiyun Park. Оказалось, что это довольно известное в Гуанчжоу место и вообще чуть ли не туристическая Мекка. Там как раз и находится статуя козлов – видел её в статье на Википедии – и древняя крепость.

В сам парк вход бесплатный, а вот чтобы попасть на территорию самой крепости, придётся заплатить 20 юаней. Внутри ни о какой аутентичности и речи нет, это самый обычный музей. Пушки с запаянным дулом на улице, внутри стеклянные стойки с экспонатами – старинные монеты, картины, газетные вырезки, бюсты, керамика и прочая утварь. Впрочем, на лужайке перед входом забавные статуи, да и сама по себе архитектура здания интересная. Если бы не рядом стоящий автобус, можно решить, что и впрямь попал в средневековье. По крайней мере, пока не зайдёшь внутрь.

В аэропорт Гуанчжоу, как уже говорилось, ходит метро. Прибывает прямо в терминал. Аэропорт немаленький, при желании можно заблудиться. Там, правда, всюду указатели на английском, но всё равно мы сперва обошли его целиком, прежде чем поняли, куда же нам надо. На наш рейс был назначен терминал Е28. Оказалось, это ряды аппаратов по распечатке электронных билетов. Суёшь паспорт под сканер, он находит твой посадочный талон. Можно и руками забить номер бронирования.

Ещё один нюанс – посадка на рейс производится партиями по времени указанному в билете. Возят к самолёту на автобусе. У нас-то это как выглядит – как в автобус набились, так и поехали, а у них – нет, изволь идти в своей партии. Мы этого не знали. Отстояли в очереди, суём билеты, а нам: «Нет-нет-нет, уйдите в сторону». Мы растерялись. Что за дела? Суём билет повторно, а нам пальцем показывают на время посадки. Ждите, мол, своей очереди.

Автобус загрузился, уехал, минут через десять-пятнадцать вернулся. На этот раз нам никто не препятствовал. Доехали до самолёта, сели на свои места. Времени уже десять часов вечера, места у окна – вот нам и вечерняя панорама с высоты птичьего полёта. Так мы и покидали Гуанчжоу. Наверно, четыре дня вся же мало, чтобы оценить его по достоинству. Всё же, это третий по величине город Китая. Думаю, неделька в самый раз. Нам же приходилось всюду нестись, сломя голову. Устало до жути и всё равно многое упустили. Но, будем надеяться, когда-нибудь ещё вернёмся.

Часть 2 (Фэнхуань-Чжанцзяцзе)

Изначально план был переждать в аэропорту Чжанцзяцзе до шести утра, после доехать до города, поесть и на первом же автобусе отправиться в Фэнхуань. Забегая наперёд, скажу, что план был не идеален. Мы это понимали ещё до того, как отправились в поездку. Просто мысль посетить Фэнхуань появилась в самый последний момент. Выясняя, какие же достопримечательности есть недалеко от Чжанцзяцзе, наткнулись на этот «старинный» город и решили съездить. Находится он примерно посередине между Чжанцзяцзе и Гуйлинем и лучший вариант – ехать последовательно Чжанцзяцзе-Фэнхуань-Гуйлинь, вот только у нас уже были куплены билеты на поезд до Лючжоу, от которого мы собирались добраться до Гуйлиня на автобусе. Тогда мы ещё не знали, насколько утомительным и нервным выйдет этот переезд. Намного проще было бы добраться на автобусе от Фэнхуаня.

Но, вернёмся в Чжанцзяцзе. Прилетели мы из Гуанчжоу в первом часу. Все пассажиры рейса погрузились на автобус и отправились в город, а мы тем временем праздно шатались по аэропорту, размышляя, где же нам удобнее устроиться до утра. Аэропорт Чжанцзяцзе, надо сказать, не самый комфортный аэропорт мира, а главный его недостаток в том, что он закрывается на ночь. Вы вообще о таком когда-нибудь слышали? Мы вот – нет. И известие это загнала нас в тупик. На улице пять градусов тепла, темень, скамеек нет, а последний автобус уехал несколько минут назад. На улице лишь два таксиста, которые ни слова не понимают по-английски, а у нас после Гуанчжоу выработалось острое недоверие ко всем представителям данной профессии.

К счастью, на помощь пришёл сотрудник аэропорта, с которым можно было худо-бедно объясниться. Собрались мы, значит, в кучку, я, Таня, два таксиста и наш переводчик. Пытаемся сообща сообразить нам гостиницу до утра. Нашли какую-то по букингу. Главный критерий – близость от автовокзала. По карте объяснить водителю, куда ехать, не вышло, пришлось звонить. Но ничего, пообщался он по телефону, машет головой, мол, садись. Поторговались немного. Скинул он аж 2 юаня, но мы особо капризничать не стали. Побоялись, что довыпендриваемся и останемся ночевать под дверьми аэропорта. Поблагодарили переводчика, сели в машину, едем.

Городишко небольшой, а после Гуанчжоу так и вовсе кажется крохотным. Сплошь одно-двухэтажная застройка, да в центре пара высоток. Завёз нас таксист в какие-то чигиря, остановился, показывает рукой в сторону тёмной подворотни, дескать, вон там гостиница. Мы сидим в такси, не шевелимся, недоумевая хлопаем глазами. Он выбежал куда-то, вернулся не один. Тот, второй, произносит название гостиницы, зовёт за собой. Ладно, веди.

Идём метров десять-пятнадцать, заходим в неприметный дом без вывески, внутри – кто б знал – и впрямь гостиница. Расплачиваемся с таксистом, даём полтинник. Тот метнулся к машине, принёс нам сдачу 2 юаня, как договаривались. Селимся, поднимаемся в номер.

Итак, что мы имеем – кровать… нет, не кровать, скорее, матрас на полу, окно с раздвижными створками, которые плотно не прижимаются, и нерабочий кондиционер. Дубище лютое. Из душа выбежал, сразу под одеяло, и минут десять челюстью стучал, никак не мог согреться. Таня вообще спала в одежде. Ладно, одну ночь можно и перетерпеть, подумал я и тут же поймал себя на мысли, что это уже не в первый раз. К слову, и не в последний.

Утром потопали к автовокзалу. Искали, где бы перекусить, но не судьба. Выбор мест – раз-два и обчёлся. Нас как-то ничего не привлекло, но мы нашли дешёвый супермаркет, прямо возле входа на вокзал, купили в дорогу продуктов.

На вокзале нас сперва пустили к автобусам, а уж потом объяснили, что билеты продаются на входе. У нас заранее были распечатки с названиями всех городов на-китайском, так что мы без особого труда купили билеты. Впрочем, полной уверенности в том, что мы приедем именно туда, куда хотим, не было, но с этим мы уже как-то смирились. И вообще, путешествуя по Китаю без гида и переводчика, лучше сразу морально подготовиться к тому, что вас, возможно, занесёт черти пойми куда. К счастью, за всё время путешествия нам ни разу не довелось вляпаться в какой-то серьёзные неприятности, влезть в конфликт или – Боже упаси – нарваться на преступные элементы. В больших городах на каждом углу камеры наблюдения, а в небольших преимущественно добродушные приветливые люди.

Ах да, чуть не забыл, крайне не рекомендую к посещению туалет на автовокзале. Очень неприятное место. Хуже был только туалет на какой-то заправке, где мы делали остановку по пути в Гуйлинь. Но об этом позже. В данный момент мы мчим на автобусе в Фэнхуань. Ну, мчим это, конечно, сильно сказано. То есть, нет, мы будем мчать, когда выедем на трассу, а сейчас пока что плетёмся по узкой извилистой дороге в горах мимо каких-то сёл и деревень.

Ехали на двухэтажном автобусе. Билет стоил 80 юаней и в пути нас даже просвещали увлекательным рассказом на китайском языке. Ни слова не понял, но аплодировал вместе со всеми. В конце рекламная пауза. Гид подняла с первого этажа здоровенную коробку со всякими чипсами и орешками. Рассказала, какое всё вкусное, поднимая пачку на уровень лица в лучших традициях рекламных роликов. Прежде чем пройтись по рядам, волоча за собой коробку, раздала пробники. Крохотную пачку арахиса и какую-то неведомую дрянь, острую до жути. Её мы есть не стали, попробовали и выплюнули, а вот орешки слопали. Они вообще пользовались у нас большой популярностью. В Китае не так-то просто найти закуску под наш вкус. За всё время путешествия мы этого арахиса, наверно, пару килограмм уничтожили. А ещё бананов и варёной кукурузы.

В автобусе мы познакомились с китаянкой. Она сидела по соседству и по случайному стечению обстоятельств знала английский. К слову, в автобусе были и русские – вот уж и вправду невероятное совпадение, - но радости от этого немного. Какие-то они неприветливые оказались. Пытался наладить контакт, но они всем своим видом давали понять, что я им как пятое колесо. В общем, приятней было общаться на-английском с китаянкой. Она нам ещё и до гостиницы помогла добраться.

Сперва по приезду сели на городской автобус. Обрадовались, что доедем за 1 юань, но, видно, не судьба. Как оказалось, идёт он не туда, куда нам нужно. Вышли, решили сообща доехать на такси. Отыскали нашу гостиницу, простились с китаянкой. Само собой, не всё вышло сразу. Пришлось опять звонить, чтобы хозяйка гостиницы вышла встретить нас к дороге. Оказалось, заведение её находится где-то в подворотни, но нас этим уже не удивить. Как и окнами, которые совсем не утепляют комнату. Что во дворе, что в комнате – температура одинакова. А вообще, мы немного пролетели и жили не в самом «старом» городе, а за пару кварталов от него, но всё же в шаговой доступности.

Почему я ставлю слово «старый» в кавычки? Да просто старины в нём, наверно, столько же, сколько в проржавевших трубах. Нет, выглядит всё аутентично, будто и впрямь стоит уже не первую сотню лет, вот только город постоянно расширяется. На окраине китайцы из свежего бруса строят новые «старинные» дома.

Нет, не поймите меня не правильно, Фэнхуань мне понравился, там действительно красиво. Интересная архитектура, мосты, крепостные стены, тесные улочки, куча сувенирных лавок, баров, гостиниц, всюду снуют местные продаваны, впихивают цветы, венки и мандарины. Я как-то решил купить три мандарина, так возле меня целый консилиум собрался. Продавщица никак не могла понять, чего я от неё хочу, и всё завешивала мне целый пакет. На помощь подоспели китайские туристы – их там целая тьма, и все весёлые, довольные, с нами постоянно просили сфотаться. Европейских туристов мы почти не встречали, а вот китайцев до чёрта. На улице порой не пропихнуться – так их много. Короче, купил я вместо трёх, восемь мандаринов на сумму в 3 юаня. Да, до конца объясниться так и не вышло.

Набродившись вдоль канала и нащёлкав пару сотен снимков,

решили подкрепиться и в поисках дешевизны забрели вглубь «старого» города. Сколько там всего рядом не знаю, очень уж они чудно переплетаются. Ширина улицы такая, что можно расставить руки и дотянуться до домов по разные стороны дороги. Мы поели жареных мантов, и обошлось нам это аж в 10 юаней.

Когда стемнело, поднялись сперва на мост, а после на видовую площадку, чтобы полюбоваться городом с высоты.

Оно того стоило. В свете огней, отражающихся от воды, Фэнхуань выглядит ещё краше. Кроме того, на горе, на небольшой площадке, традиционные китайские пляски. Часто вижу такое в различных городах Китае. Они выстраиваются в ровные шеренги и исполняют синхронные танцы. Я не удержался, поплясал немного вместе с ними. Наверно, в моём исполнение это больше походило на судороги эпилептика. Странно, что китайцы не забросали меня камнями. Таня вот не выдержала и рассмеялась во весь голос.

После мы ещё немного погуляли вдоль канала в поисках недорогого пива. В барах с нас пытались содрать от 40 до 60 юаней, но мы нашли кафе с ценником в 10 юаней и без китайских песнопений, долбящих по ушам так, что и оглохнуть недолго.

На обратном пути в гостиницу прошлись по магазинам. Я купил сливового вина, которое пил потом всю поездку, а Таня отыскала себе колготки. Она не взяла с собой никакого утепления на ноги и ещё утром, ни капли не стыдясь, отобрала у меня подштанники.

На следующий день мы вернулись в Чжанцзяцзе на утреннем автобусе. Места мы забронировали ещё по приезду, оставив задаток в 20 юаней. К слову, отходят автобусы не оттуда, куда приходят. Нас это немного сбило с толку. В гостинице попросили администратора сказать таксисту, куда нас вести. Отвёз-то он куда нужно, но не туда, куда мы думали. В результате – пришлось протопать сперва в горку, потом с горки, чтобы развеять все свои опасения.

Но да ладно, сели мы на правильный автобус – это подтвердили и китайцы, и американцы, которые ехали с нами. Жутко капризные ребята, как оказалось. Не понравился им рассказ китайского гида. Жаловались, пытались его заткнуть, но тот, похоже, ни слова не понял, хотя американец очень наглядно жестикулировал. Я уже говорил, что у китайцев плохо с пантомимами.

Меня, впрочем, его рассказ не напрягал. Успел в пути и поспать, и в окно поглазеть. Дорога очень живописна и пролегает среди гор, рек и озёр. Несмотря на это, вам не придётся скатываться и подниматься с холма на холм. Китайцы понастроили столько тоннелей и мостов, что только и успевай считать.

В обед мы уже были в Чжанцзяцзе. Долго думали, не могли решить, как же нам добираться до парка, на автобусе за 12 юаней или на канатной дороге, которая стоит больше ста, если не ошибаюсь, но зато сама по себе аттракцион и достопримечательность. Пока думали, сходили в супермаркет, набрали полные пакеты продуктов. На различных форумах многие писали, что в парке проблема с едой. Забегая вперёд, скажу – да, в самом парке с этим проблема, продают кукурузу, фрукты, всякие дошираки, а вот нормальную еду найти не так-то просто. Есть один KFC и один McDonald’s, но мы их так и не встретили, хотя на указатели натыкались. Однако за пределами парка, у самих ворот – а жили мы именно там, - вполне себе небольшой городишко с кафе и магазинами.

Поехали мы в итоге на автобусе, и не сказать чтобы об этом пожалели. Да, это самая длинная канатная дорога в мире, кажется, и, наверняка, она позволит насладиться великолепными видами, да и денег своих, возможно, стоит, но мы бы оказались совсем не там, где нужно. В национальном парке Чжанцзяцзе пять входов. Выбирая себе гостиницу, мы решили, что центральный из них тот, что ближе всего к городу, и ошиблись. Главный и тот, к которому ведёт канатная дорога, располагается на северо-востоке и называется у меня на карте Wujiayu ticket station. К слову о карте, на автобусной станции китаянка предлагала нам купить её за 7 юаней, но мы отказались, так как решили, что их можно бесплатно раздобыть где-нибудь на кассе или хотя бы сфотать план парка. В результате мы купили карту на месте уже за 20 юаней. План на щитах, конечно, есть, но качество его оставляет желать лучшего.

Ещё одно разочарование – и это куда сильней – связано со стеклянным мостом. Разглядывая до?ма фотографии, мы то и дело натыкались на огромный мост со стеклянным полом, перекинутый через ущелье. Думали, он находится на территории самого парка, но оказалось, что это отдельная достопримечательность и, чтобы посетить её, нужно добираться на автобусе от автовокзала. Узнали мы об этом уже в парке от одного общительного гонконгца. Времени куда-то ехать у нас уже не оставалось, так как следующий день был для нас последним в Чжанцзяцзе. Если бы мы немного иначе всё распланировали, могли бы успеть везде. А так, переезд до Фэнхуаня и обратно, а после дорога до Гуйлиня от Чжанцзяцзе через Лючжоу – скажем так, не самый оптимальный маршрут. Как итог – в сумме мы потеряли примерно день на переездах. День, который могли бы потратить как раз-таки на этот самый стеклянный мост.

Но об этом мы узнали потом, сейчас же мы катим на автобусе мимо колоссальной стройки. Мы до конца так и не поняли, что же это будет. Похоже, на какой-то коттеджный район с гостиницами в центре. Странное сочетание. Можно предположить, что коттеджи тоже под сдачу, но их там просто тьма. Бескрайние ряды домов.

Автобус идёт прямо ко входу в парк, но мы выскочили немногим ранее, ориентируясь по карте. Отыскали свою гостиницу не сразу, хотя там всего одна улица. Китай она мало чем напоминала. Местная архитектура, лишённая восточных очертаний, горы вокруг – внутренний голос упорно твердил, что я в какой-нибудь немецкой деревушке.

Но в тот момент мне было не до окружающих красот. Мы уже опаздывали на час ко времени заселения и опасались повторения истории, приключившейся с нами в Гуанчжоу. С двумя пакетами в руках, не сбавляя шаг, топал в горку. Как оказалось, гостиница не так уж и близка от входа в парк. Помню, тогда впервые подумал, что больно много у нас вышло переездов. Ноги от постоянной ходьбы болели уже несколько дней, а самые экстремальные нагрузки ещё только впереди.

К счастью, всё обошлось. Номер наш никому не отдали, и вообще, мне лично показалось, что во всей гостинице мы единственные постояльцы. Приехали не совсем в сезон. В марте в горах ещё холодно и часто идут дожди. Мы, кстати, тоже немного подмокли. Не ливень, впрочем, а так, небольшой редкий дождик. Но гамаши всё же прикупили, да и дождевики из парка аттракционов с собой прихватили. Впрочем, это было напрасным. От осадков спасались преимущественно зонтом, но лучше перестраховаться, чем вымокнуть, промёрзнуть и заболеть.

В тот день в парк мы не попали. Прогулялись ко входу, осмотрелись, изучили цены, разведали обстановку, так сказать. Решили вернуться с первыми лучами солнца и даже завели будильник на семь утра. Когда он прозвенел, отодвинули штору, выглянули в окно – на улице темень. Отлично, спать дальше. Поднялись в итоге где-то в девять, а в парк пришли и вовсе в начале одиннадцатого.

Входной билет стоил 251 юань, включая 3 за страховку. Вам выдают пластиковую карточку и привязывают её к отпечатку пальца. Говорят, пройти по чужой карте нельзя, но мы и не пытались. Да и как? На входе ко всему прочему стоит контролёр, который сам проводит картой по сенсору, и отдаёт её тебе только по другую сторону турникета. Тебе же, чтобы пройти, остаётся лишь приложить палец.

Скажу сразу, парк огромен. Мы и не представляли себе, насколько он велик. Серьёзно. Только-только зайдя, мы тут же захотели забраться наверх, на горы, но оказалось, что это не так-то просто. По территории парка ходят автобусы, вот только дороги не закольцованы. Если вы надеетесь сразу на входе сесть на автобус (за них доплачивать не надо, они бесплатные) и поехать, куда вздумается – не выйдет. Так или иначе, придётся либо прогуляться пешком пару часиков, либо подниматься-опускаться на канатной дороге. А вот за неё уже придётся отстегнуть денежку, притом немалую. Один проезд стоит 72 юаня.

И вот стоим мы на развилке с только что купленной картой, пытаемся сообразить, куда же нам, собственно, двигать. Не сразу разобрались в обозначениях. Не ясно, как отличить подгорную тропу от подъёма. Поломали немного голову, ни черта так и не поняли, и пошли наобум вдоль реки. Собственно, просто посмотрели, куда идут китайцы.

С погодой немного не повезло – туман. Благо, хоть дождя нет.

Да, снизу у подножья тоже хороший вид. Деревья, речка – красота.

Но мы не к этому стремились. Где чёртовы причудливые горы? Полтора часа мы топали только до подъёма, а после долгое изнурительное восхождение к вершинам.

Из гостиницы я вышел в термушке, футболке, кофте и мастерке. Куртку снял ещё на первых ступенях, чуть позже и флиска отправилась в рюкзак. Всё восхождение заняло порядка часа.

На полпути нам встретились обезьяны.

Мелкие поганцы. Говорю со всей серьёзностью, в парке процветает обезьянья мафия. Лучше не шуршать при них этикетками и ничего не есть. Меня так раскулачили на несколько пачек орешков, яблоко и два банана. Последние нагло спёрли из незакрытой сумки, а за яблоко я и вовсе едва не получил по голове. Шёл себе по тропинке, никого не трогал, выскочили бандой, окружили и давай орать. Смотрят, главное, так злобно, будто убить готовы. Это вам не милые ручные обезьянки, не поддавайтесь на очарование их мордашек. Отгрызут вам пальцы, если в них будет что-нибудь вкусное. Но это всё на второй день. Тогда, при первой встрече, мы ещё не знали, с кем имеем дело, и потому охотно фотались с этими шерстяными пакостниками, и даже сами их подкармливали, дабы приманить.

Наконец, изрядно пропотев, взобрались-таки на самую вершину. Там вдоль хребта извилистая тропа, то и дело встречаются видовые площадки. Нам насладиться незабываемыми видами помешал туман. Нет, горы-то, конечно, проглядываются, но не предстают во всей красе, как на картинках.

И уж точно не как в фильме Джеймса Кэмерона. Хотя, многие писали, что в тумане они обретают мистицизм и, наоборот, от того только краше. Судить не берусь, в ясный день я их не видел, но фотосессию этот мистический туман изрядно подпортил.

Нам опять встретились обезьянки. Теперь мы уже научились их подманивать. Пошуршишь пустым фантиком – они и сбегаются. Странно – совсем рядом китайцы торгуют фруктами, а они у них даже не пытаются воровать. У меня же, едва увидев банан, тут же принялись попрошайничать в крайне агрессивной манере. Вдоль горной тропы периллы, обезьяны носятся прямо по ним, так что фактически с тобой на одном уровне. Подбегают эти мохнатые гады, садятся прямо напротив тебя в позе сжатой пружины и орут, дескать: «Давай сюда по-хорошему!»

Поначалу мы шли почти в гордом одиночестве. Встречались небольшие компании китайцев да одинокий турист из Гонконга, о котором я уже упоминал. Ближе к середине тропы всё изменилось, одна за другой пошли группы численностью по двадцать-тридцать человек. И все навстречу нам. Мало кто повторяет наш подвиг по восхождению на вершину горы, в основном все с неё спускаются, а наверх их с комфортом доставляет лифт Bailong или канатная дорога. После они садятся на автобус и едут до видовых площадок. Мы же делали всё с точностью до наоборот. Хотя, нет, не совсем. Вниз мы тоже шли пешком, но об этом чуть позже.

Итак, на каждой площадке отныне толпа галдящих китайцев, по узким дорожкам с ними не разойтись, в кадр то и дело попадают их лица и спины. И сейчас ещё не сезон. Страшно даже представить, что же творится здесь в тёплые месяцы.

Дошли до конца тропы, оказались на автобусной площадке. У нас в запасе два часа. Решили, что успеем куда-нибудь скататься. Подошли к китайцу на остановке, ткнули в карту, мол, туда хотим. Он нам указал, в какой автобус сесть. Подолгу они не стоят, не ждут, пока весь салон заполнится. Мы ехали – помимо нас всего пара человек. Бесконечные серпантины и перепады вверх-вниз.

Переезд отнял больше времени, чем мы думали. До соседней остановки добирались минут двадцать. Вышли – и понятия не имеем, куда нам, и на что тут, собственно, смотреть. Покрутились вокруг остановки, отошли метров на пятьсот, ни черта не нашли, вернулись, поехали дальше.

А дальше конечная. Уже пять часов вечера и времени на прогулки совсем нет. С такими долгими переездами нам нужно скорее возвращаться назад. Парк работает до шести, как нам сказали. А главное – на конечной толпа народу в очереди на автобус. Включаем идиотов. Подходим с картой, тыкаем пальцем. На каком автобусе ехать? Будто есть выбор. На этом? Вот на этом, да? Точно? Ладно. Прыгаем в автобус, не обращая внимания на очередь, едем в обратную сторону. Не знаю, от скромности или от вежливости, но никто и слова не сказал о нашей наглости. Даже наоборот, на соседнем кресле сидел весьма общительный и любознательный кореец. Пристал с расспросами о нас, о себе рассказал. Мы же к тому моменту уже изрядно утомились, так что повели себя как снобы. Скупой ответ, и всё на этом, отстань. Намёк понятен.

Вышли на станции Upper station of Yangjiajie cableway. Думали спуститься на канатной дороге. Тогда мы ещё не знали, сколько это удовольствие стоит. Да, в общем-то, альтернатив у нас особо и не было. Там, у подножья, можно было хотя бы продолжить путь на автобусе. Другой вариант – обратный маршрут. За час бы мы ну никак не управились.

Подошли к кассе, посмотрели на цены, потоптались немного на месте, побрели вниз пешком. Спуск оказался не намного приятней подъёма. Это вам не удобные ровные ступени. Они широкие и скользкие. Даже значок есть. Осторожно! Можно упасть и шмякнуться попой о камни. И человечек такой нарисован, который со всего маха летит задницей на ступени. Надо признать, пару раз я едва не повторил его манёвр. Ступени и вправду опасные. Да ещё и времени у нас впритык, несёмся по ним со всей расторопностью. Тут нам опять встречается знакомый гонконгец. Вообще, мы на него и на тропе натыкались неоднократно, так что в тот момент даже насторожились. Не маньяк ли? Вдруг нас выслеживает? И сейчас мы с ним в какой-то глуши в горах, и уже темнеет.

Но обошлось. Фрэнки – так он представился – оказался приятным дружелюбным парнем. Вместе спустились, сели в последний автобус. Беда лишь в том, что он не идёт до нашего выхода. После этого переезда, пеший переход до другой остановки и ещё один переезд. Вышли из автобуса, из последних сил несёмся вниз. Времени уже даже не шесть, а двадцать минут седьмого. Благо, здесь нормальные ступени и уклон не такой резкий.

Однако ж автобусов на остановке нет. Есть пара таксистов, которые предлагают довести нас за 20 юаней. Мы уже почти согласились, но тут увидели вдали фары и вскоре из леса выехал автобус. Прыгаем в него и вскоре мы на конечной возле нашего выхода. Наконец-то знакомые места. Всё, можно вздохнуть с облегчением. Попрощались с Фрэнки, посидели немного в сквере и вернулись в гостиницу.

Теперь мы уже сведущи в вопросе и можем прикинуть, куда лучше отправиться завтра и как далеко получится забраться. Вечером у нас поезд до Лючжоу, так что самое позднее в 3:00 нужно выехать в город, а значит – времени на прогулки у нас до двух и, стало быть, проснуться нужно ни свет ни заря.

Конечно же, ничего у нас не вышло. Пришли в парк с опозданием от графика на два часа. Пытаемся выяснить, возможно ли как-то добраться на автобусе до другого выхода. Попытки не увенчались успехом. На одного китайца я едва сдержался, чтобы не наорать, когда он в третий раз не понял, чего я от него хочу.

Ладно, план «Б» - опять пешком вдоль реки, но в этот раз в гору не лезем, идём дальше до лифта Bailong, а если повезёт, то и другие примечательные места посетить успеем, хотя надежды на это уже почти нет. Впрочем, как оказалось и у подножья гор есть на что поглазеть. Погода сегодня намного лучше – ясно, видимость идеальная. Вчера бы так.

Про обезьянью мафию помните? Так вот, те обезьяны, что встречались нам в горах, ни в какое сравнение с ошалевшими поганцами у подножья. Почти в самом конце тропы есть площадка с одинокой скалой. Вокруг неё домики, скамейки, река рядом течёт. Там многие останавливаются передохнуть, полюбоваться красотами, перекусить, конечно же. Неспроста ведь обезьяны облюбовали это место.

Сперва мы прошли мимо, почти не задерживаясь – время поджимало. Вышли к остановке, сели на автобус, доехали до лифта.

Он нас, признаться, не впечатлил, да и поднимает туда, куда мы днём ранее героически восходили по ступеням. Катание на нём изначально не входило в наши планы. Времени на прогулку у нас оставалось не больше часа. Мы решили, что уже никуда не успеем, а Таня заладила: «Хочу к обезьянкам». В общем, мы вернулись на ту площадку.

Ах да, упустил один момент. Возле лифта решили съесть по банану – это была ошибка. Тут же подбежала обезьяна-мать, села на периллы, выкатила пузо и давай на меня орать, шипеть и огрызаться. Пришлось прятать бананы под футболку и в спешке уходить к автобусам. Всю термушку, кстати, испачкал. Там же мы наблюдали за дракой двух мартышек на крыше касс.

Вернулись на площадку, сели на скамейку, достали орешки и понеслось. Налетели наглые попрошайки. Мы уже и сами к ним немного привыкли. Попробуем, думаем, покормить с рук. Положил орех на ладонь, протягиваю. Первые разы очень опасливо и недоверчиво. Подойдёт, схватит, отбежит. А потом привыкли, расслабились, сидят с нами на одной скамейки, едят с рук.

Решили мы заснять это на видео. Я стою с телефоном, Таня на скамье, рядом обезьянка и наша сумка. Глупо было оставлять её открытой. Мохнатый паразит потянулся, вроде как, за орешком, а сам схватил из сумки пакет и дал дёру. Благо не спёр ничего ценного, только бананы.

Дальше, на обратной дороге, был форменный развод. Я уже упоминал об этом ранее. Из еды у меня осталось только яблоко, у Тани два помидора. Иду я по тропинке, ем своё яблоко, никого не трогаю, и тут выбегает из леса банда. Попрыгали такие прямо с веток на дорогу и понеслись на меня. Окружили, орут. Люди, видя это, шарахаются. Таня судорожно ржёт и снимает на камеру. Я же откусываю от яблока, сколько влезет, и швыряю его ближайшей обезьяне. Всё, конец потехе.

Вернулись в гостиницу, собрали вещи, выехали в город. Так же 12 юаней. За неимением приемлемой еды в кафе, зашли поесть в McDonald’s. Потом закупились в супермаркете и на вокзал. Ж/Д и автовокзал в Чжанцзяцзе – соседние здания. Подходим к кассе, суём наши распечатки. Забрали сразу билеты и до Лючжоу из Чжанцзяцзе, и до Гуанчжоу из Гуйлиня. Оплачивали мы их ещё дома по безналу, но тут с нас попросили юаней 10, кажется.

Потом час проторчали в зале ожидания. Я сходил в туалет, избавился от следов засохшего банана на термушке. Со стороны, наверно, выглядело странно. Вышел из туалета и оттираю с живота что-то коричневое.

На перрон нас пустили в самый последний момент. Просто так не пройти, всюду турникеты. Мы даже начали немного нервничать. Я поприставал к людям, пытался выяснить, там ли мы. Все в один голос: «Да-да, жди». В общем, пропустили нас за десять минут до отправления. Нашли свой вагон, свои места. В китайских плацкартах по три койки в ряд. У нас нижняя и верхняя, средняя занята кем-то ещё. Снимал подштанники на верхней полке, несколько раз стукнулся лбом об потолок.

Прежде чем лечь спать, нам нужно выяснить, конечная ли наша станция. Нет, не конечная. Заводим будильник на четыре часа утра. С нами в плацкарте едет китаянка, которая понимает по-английски. Её-то мы и допрашивали. А потом как-то разговорились, рассказала она нам о себе, о Гуйлине, о нас расспросила. Заболтались и не заметили, как время пролетело. Когда я в прошлый раз ездил на поезде в Китае, помню, всё жаловался, что китайцы галдят на весь вагон. Сейчас же, по-моему, больше всех шумели мы.

В девять часов, вроде бы, выключили свет, и мы пошли спать. Таня в наглую отобрала у меня верхнюю полку, лёг снизу. Только было уснул, как к нам подсели три шумных китаянки с ребёнком. Час они бубнили у меня под уход, укладываясь спать. Только легли и тут же захрапели. Попробуй выспись в такой обстановке. Так, полудрём. Нормально уснул только в третьем часу, но там уже скоро наша станция. Встречай нас Лючжоу.

 Часть 3 (Гуйлинь)

Как оказалось, билеты у нас почему-то не до самого Лючжоу, а за станцию до него, что на самом въезде в город. Ладно, думаем, не страшно, найдём, как добраться. Ещё из дома смотрели расписание, от Лючжоу до Гуйлиня поезд отходит только через три часа. Решили, что поедем на автобусе.

На улице редкий дождь. Освещение только на станции, вокруг, будто, и вовсе жизни нет. На выходе, прям, как у нас в аэропорту, стоят водилы, предлагают свои услуги. Говорим первому попавшемуся, что нам в Гуйлинь. Он зовёт за собой, ведёт нас к микрику. Говорит с водителем, называет цену. Поторговавшись, сошлись на 90 юаней, но сразу денег не даём. Садимся, едем.

Едем не долго, вскоре прибываем в Лючжоу. Не на автовокзал, а просто на какой-то перекрёсток. Все выходят, мы сидим. Он нам машет, дескать, на выход. Мы: «Не-а, нам в Гуйлинь». Подходит второй, с которым мы договаривались, говорит, что здесь платить не надо. Мы: «А, ну, раз платить не надо, тогда ладно, так бы сразу и сказали».

Ждём на улице под дождём, минут через 20-30 подходит автобус. Платим деньги, едем. Платим не водителю, а тому предприимчивому китайцу, к которому подошли ещё на вокзале. Сперва всё идёт хорошо. Выезжаем из города на трассу, катим по ней минут тридцать, а вот потом сворачиваем и по просёлочной однополосной дороге плетёмся через все населённые пункты. Поначалу не нервничаю. Думаю, сейчас, наверно, соберём здесь пассажиров, вернёмся на трассу.

Но нет, мало того, мы ещё и сворачиваем, и теперь едем совсем в другую сторону. Я начинаю донимать водителя и соседей. Спрашиваю: «Автобус идёт до Гуйлиня?» Мне в ответ машут головой: «Да-да, Гуйлинь». Но время идёт, а мы ничуть не ближе. Прошло уже три с половиной часа.

Наконец, заезжаем в какой-то город, останавливаемся напротив другого автобуса. Водитель показывает пальцем, говорит: «Гуйлинь». Мы ничего не понимаем. Парень, который собирал с пассажиров деньги, метнулся в тот автобус, вернулся, зовёт нас за собой. Ладно, чёрт с тобой, веди. В спешке я даже забыл на сиденье куртку.

Заходим в автобус, он тут же трогает, будто только нас и ждал. На этот раз едем куда нужно, но в итоге мы сделали огромный крюк, и вся дорога отняла у нас больше пяти чесов. Мы бы на поезде быстрее добрались, и это при том, что выехали бы на три часа позже.

Я всё ожидал, что с нас попросят деньги, но нет. Видимо, парень из предыдущего автобуса за нас уже расплатился. Итого мы прокатились на трёх автобусах, а заплатили единожды, и то тому, кто нас вообще не вёз.

Дорога пролегала вдоль реки, а по обе стороны от нас раскинулись горы. Виды, конечно, прекрасные. Склоны чем-то напоминают вершины в Чжанцзацзе, но не такие отвесные. При желании на них можно взобраться без альпинистского снаряжения. Кое-где видны пещеры.

Час дня – мы наконец-то добрались до Гуйлиня. Садимся на тук-тук, едем в гостиницу. Впервые без каких-либо накладок и волнений. И на ресепшене всё гладко. Как оказалось, гостиница итальянская, и держит её итальянка. Среди постояльцев большинство европейцы. Расплачиваемся, поднимаемся в свой номер. Опять наши любимые раздвижные окна, но в этот раз с них даже не сквозит.

Возможно, это от переживаний, но я совсем забыл, что мы ведь толком и не спали. Теперь, когда расслабился, усталость и сонливость разом навалились. Решаем немного вздремнуть, а вечером прогуляться по городу.

На улицу вышли, когда уже стемнело. Побрели прямой наводкой к ресторану. Нам захотелось европейской еды, нашли на карте какое-то немецкое заведение. В Гуйлине вообще много всего европейского. Да он и сам напоминает чем-то Европу. Даже не смотря на обилие культурных достопримечательностей с типичной китайской архитектурой. Возможно, виной тому преобладание серых тонов или указатели на английском, или всё дело в обилии европейских туристов. Серьёзно, в Гуйлине мы встретили их больше, чем за всё остальное время в Китае. Здесь есть католическую церковь. И даже мосты очертаниями напоминают лондонские.

После еды хотели прогуляться до двух пагод, но погода резко испортилась, похолодало, подул ветер, так что мы вернулись в гостиницу, толком и не насмотревшись на ночной Гуйлинь. Но ничего, весь следующий день мы планировали посветить шатанию по городу.

Поели в гостинице. Завтрак за 30 юаней включал в себя яичницу, бекон, тосты, джем, банан, кофе и апельсиновый сок.

Центра Гуйлиня – это остров, со всех сторон омываемый реками. На то, чтобы его обойти, у нас ушёл почти весь день. Вышли мы около одиннадцати утра, вернулись в гостиницу в шестом часу. Гуйлинь туристический город. Туристов здесь немерено, ходят целыми табунами. Многие китайцы приезжают сюда сыграть свадьбу.

Здесь очень дешёвое проживание и питание, а ещё мы забрели на торговую улицу, где нашли массу бутиков с какими-то запредельно низкими ценами. Таня присмотрела себе туфли за 25 юаней, но ей не повезло с размерами. В итоге купила себе рюкзак за 30, а я ограничился всякой кухонной утварью. Кружки, тарелки, блюдца за 1-2 юаня. А вот что в Гуйлине раздражает – так это плата за все культурные достопримечательности. Хочешь поглазеть на скулу – плати. Хочешь подойти к пагодам – плати. Зайти в храм… ну вы поняли. Даже по стеклянному мосту пройтись стоит 20 юаней. И это самый низкий ценник. Обычно 80-120 юаней. В общем, мы с нашим-то скупердяйством любовались красотами издалека.

Сперва прошлись вдоль реки в направлении двух пагод. Погуляли по мостам и набережным. Сфотались с башнями со всех сторон.

Обошли их кругом и направились к скале «Слон, пьющий воду». К ней даже близко приблизиться не вышло. Высокий забор с колючей проволокой и пропускная система как на границе.

Есть в Гуйлине и много бесплатных красот. Всюду скверы, парки, статуи.

Город красив и очарователен. По нему просто приятно гулять. Отойдя от реки, зашли вглубь острова. Прогулялись по той самой торговой улице, о которой я уже писал. Отняло это изрядно времени. Мужики, не ходите туда. Серьёзно. Мне пришлось чуть ли не за уши оттаскивать Таню от каждого бутика.

Дальше мы забрели в «старинный» квартал, выстроенный с нуля на месте древнего поселения.

Вы же помните, как китайцы делают старину? Свежие дома, обнесённые серым камнем и черепицей. Впрочем, выглядит всё аутентично. Разве что пластиковые окна, кондиционеры и рекламные плакаты рушат иллюзию.

Вдоволь нагулявшись, вернулись в гостиницу и проторчали в ней до самого вечера. Вышли уже в одиннадцатом часу. Погода к тому времени испортилась. Если днём было солнечно и тихо, то сейчас задул сильный ветер, подирающий до костей.

Заведения, которые мы приметили днём, к тому часу позакрывались, так что пришлось немало походить, чтобы найти, где поесть. Я к такому не подготовился, вышел в футболке и кофте. Как итог – на следующий день засопливил.

К слову, поесть нам удалось только на той же пресловутой торговой улице. Возможно, отужинали бы и раньше, но ещё днём решили, что вечером отведаем вантонов. Скажу честно, для меня они стали открытием. Нет, я и раньше ел дамплинги, да и пельмени люблю, но вантоны меня покорили. Совсем другие впечатления.

Последний день в Гуйлине решили посветить пещерам. В интернете вычитали, что самая примечательная из них находится в часе езды на юг от города. Отправились почти что наобум, толком не зная, как добираться. У нас было выписано название на китайском да обозначена точка на карте. На автовокзале подходили к водителям, а те нас перенаправляли. Наконец, с третьего или четвёртого раза нашли нужный автобус средних размеров. Похожий вёз нас в парк Чжанцзяцзе. И билет стоил столько же – 12 юаней.

На сей раз обошлось, автобус поехал прямой наводкой в нужное место. Через час уже были возле касс. Здесь даже не городишко, а так – небольшая деревня. Заблудиться трудно, учитывая, что сразу на выходе из автобуса видишь толпу туристов.

До пещер можно доехать на электромашинках, которые идут по рельсам. Как дойти пешком, ума не приложу, учитывая, что внутрь пещеры ты попадаешь по тем же рельсам, но оплачивается это отдельно. Мы так сперва купили входной билет в пещеры, а потом, когда не смогли найти пешеходную тропу, вернулись к кассам. Нас немного смутила третья строка. Как выяснилось позже, это билет на автобус, который привезёт вас назад к кассам. Мы его не брали. Признаться, точные цены я уже подзабыл, но входной билет, кажется, стоил девяносто с чем-то юаней, а за электромашинку заплатили не то 50, не то 70.

Они двухместные и спереди есть даже рычаг управление. На улице промозгло, идёт небольшой дождик, дует ветер, а у меня ещё и насморк. В общем, особого удовольствия от катания на этой жестяной машинке, похожей на картинг, я не ощутил. Даже живописные пейзажи гор не вдохновляли. Всё мечтал, скорее добраться до пещер, чтобы хоть там укрыться от непогоды.

Рельсы ведут прямо во внутрь и останавливаются у пропускной системы. Тут же толпа народу. Я уже было поник, но оказалось, что все они в очереди на обратную дорогу.

Мы попытались пройти, но нас не пустили. Машут головой, о чём-то говорят по-китайски, ещё и так, будто надеются, что я пойму, если произносить незнакомые мне слова медленно и разборчиво. Нет, это так не работает. У нас родилось две теории: либо людей запускают по времени, либо ждут, когда наберётся достаточное количество народу. Возможно, всё сразу. Самостоятельно ходить по пещерам нельзя, только с гидом. Не то чтобы тут можно заблудиться, дорога всего одна. Наверно, она следит за тем, чтобы никто не лез на край обрыва или не карабкался по сталактитам ради фото. Ну, и рассказывает что-то. Я ничего из её рассказа не понял, так что могу только гадать.

Вообще прогулка весьма увлекательна, хоть и скоротечно. Вас проведут по пещерам – где-то это узкие коридоры, а где-то огромные залы, что и потолок-то с трудом различим, - прокатят на лодке по подземной реке, предложат сфотографироваться рядом со старинной утварью и девушками в национальных нарядах или купить что-нибудь на рынке. Да-да, там, в пещерах, подземный рынок, где продают всякие настойки, со змеями в банках.

Когда-то в этих пещерах жили люди и вы, наверно, догадываетесь, какой у них был основной рацион питания. Там же, рядом с рынком, лифт наверх. На нём попадаем на улицу.

На этом прогулка по пещерам заканчивается и вам предлагают добраться до входа на машине, на лодке или дойти пешком. Небо, пока мы шарахались под землёй, прояснилась, ветер утих, резко потеплело. Мы решили прогуляться, тем более что это не просто тротуар вдоль дороги, а самый настоящий парк с лужайками, фонтанами, скульптурами, тропинками, декоративными деревьями и полянами. А вокруг со всех сторон горы.

В конце пути ещё и вдоль реки по набережной можно прогуляться. Таня даже залезла на пришвартованное судно и сфотографировалась на корме.

Затем мы вернулись на остановку. Китаянка, стоявшая там, поинтересовалась, куда мы едем. Узнав, что нам до Гуйлиня, обрадовалась и сказала ждать тут. Оказалось, она контролёр нашего автобуса. Подъехал он минут через 10-15.

Вернулись в город уже к вечеру. Высадили нас не на автовокзале, а вообще черти пойми где, так что до гостиницы мы добирались на автобусе. Вообще, мы обычно игнорировали городские автобусы, лишь раз прокатились на нём с китаянкой в Фэньхуане, и то неудачно, как вы помните. А зря, очень удобный и дешёвый вид транспорта, если точно знаешь, какой маршрут тебе нужен и сколько ехать остановок.

Добрались до центра. Решили зайти куда-нибудь перекусить, дождаться темноты и прогуляться до пагод. Да-да, за всё время мы так и не сподобились сходить, поглазеть на главную достопримечательность города в свете ночных огней. Говорят, зрелище отменное. И знаете что – не врут. Действительно, очень красиво. Вот только погода опять испортилась и праздно пошататься вдоль озёр у нас не вышло. Быстро замёрзли и поспешили в гостиницу. Тем более что завтра уезжать и нужно собрать вещи.

Как истинный паникёр, завёл будильник на пять утра, что за три часа до поезда, хотя ехать там десять минут. К слову, экспресс до Гуанчжоу отходит от северного вокзала, а не от южного, куда бы вы прибыли, если бы, как нормальные люди, добирались от Лючжоу поездом, а не катались пять часов на автобусе по всей округе.

Встали мы ни свет ни заря и с горем пополам. Таню в такую рань из пушки не разбудишь. Умылись, собрались, не завтракая, выдвинулись. На часах шесть утра. Даже гостиница ещё на ночь заперта, а китайский консьерж спит на диване на первом этаже. Дал нам ключ, сами отпёрли замок, вышли. На улице темень, людей ни души. Бредём до автобусной остановки. За время, что шли, ни одной машины по дороге не проехало. Меня начинают терзать смутные сомнения. Решаем не ждать автобус, выходим на трассу, ловим такси. Сговорились на 20 юаней, садимся, а там, на заднем сидении, уже два человека. Чёрт с тобой, не известно, когда мы поймаем другое такси. Сажу Таню на колени, едем.

На вокзале тоже запустенье. Даже зал ожидания ещё закрыт. Впрочем, долго стоять не пришлось, вскоре после нашего приезда его открыли. Там их четыре. Мы ломанулись в первый попавшийся, а оказалось, что нужен нам совсем другой. Узнал я об этом, когда решил прогуляться. Где-то к семи уже открылись кафе и магазины. Позавтракали в китайском фаст-фуде вантонами и куриным бульоном. То, что нужно, когда у тебя насморк. Согрелся и течь из носа перестало.

Пришли мы на пирон за пять минут до отправления. Ума не приложу, куда делся весь запас времени. Из зала ожидания проходим через турникет, приложив к сканеру билет. Ни в коем случае не выкидывайте его по приезду. Он понадобится, чтобы выйти со станции на вокзал.

Нам достался первый ряд. Можно ноги вытянуть и даже откидной столик есть. Поезд помчал со скоростью 243 км/час, если верить цифровому табло над дверьми вагона. В 10:40 мы вышли на станции в Гуанчжоу.

Там три или четыре вокзала, мы прибыли на южный. Надо признать, обратная дорога у нас была немного не продумана. Я так и не смог найти информацию об автобусах от Южного вокзала до аэропорта Гонконга, но искренне надеялся, что они есть. А если нет, тогда садимся на экспресс до центра, а там – на метро до аэропорта. Оказалось, не тут-то было. Мало того, что автобусы не ходят даже до границы, так ещё и экспресс отходит только от северного вокзала. В чём вообще логика не понятно. Отсюда мы можем добраться только до центра Шэнчженя. Или же прыгнуть на метро до северного вокзала.

Мы к тому времени уже час потеряли. Выяснить всё было не так уж просто, да и вокзал немаленький. Покупаем билеты на экспресс до Шэнчженя, который отходит через двадцать минут, так что мы бегом на пирон. Садимся, едем. Через сорок минут мы на месте.

А дальше метро. От вокзала до самой границы. Даже из метро выходить не надо, прям там переход. Заполняем декларацию на каждой из границ. Хотя, нет, не так. Забываем заполнить декларацию на каждой из границ и в спешке строчим бланки, пока не набежала очередь. Меняем юани на гонконгские доллары. Садимся на метро уже по другую сторону границы.

Опять же, далеко идти не надо. Прям, как с вокзала или аэропорта. Спустился или, как в данном случае, поднялся, и ты в метро. В Гонконге оно ощутимо дороже. Китайское по сравнению с гонконгским – небо и земля. Две пересадки, 47 долларов, и ещё 60 на входе в аэроэкспресс. Тот с комфортом домчит вас прямо в аэропорт. Познакомиться с Гонконгом поближе так и не вышло, - разве что поглазеть из окна поезда на небоскрёбы вдали,  - но с такими ценами не особо-то и охота.

Прибыли в аэропорт за два часа до самолёта. Нашли кассы S7, сдали багаж, получили посадочные талоны. Доехали до нужного нам терминала и вскоре уже прошли на посадку. Только усевшись на свои места в салоне самолёта наконец-то смогли вздохнуть с облегчением. На часах шесть вечера, весь день ушёл на переезды. Жуткая нервотрёпка. Всё время казалось, что мы опаздываем. Очень повезло с переходами, мы почти не стояли на границе. А если бы не повезло, кто знает…

В полёте смотрели на планшете фильм о крушении самолёта – то, что надо, чтобы успокоить расшатанные нервы. На этом наше путешествие закончилось. Во Владивостоке нас встретили друзья и отвезли домой.

Комментарии

Екатерина Пашкова
26 июня 2017 г., 10:14

Валерий, спасибо за увлекательный рассказ! Ну и приключения у Вас) Мне кажется, что Вам стоит еще раз поехать туда же или примерно в те же места, потому что теперь Вы уже значительно больше знаете, поняли, как все работает: гостиницы, транспорт, сфера общественного питания, и сможете на те же места взглянуть по-другому, увидеть больше. Тем более что Вы говорите, что там еще есть что посмотреть. И к тому же, возможно, будет другая погода: теплая и ясная.

Интересно, почему не хотели посмотреть знаменитый лифт?

Валерий Панов
11 июля 2017 г., 02:36

Екатерина, может, когда-нибудь и вернусь, но сейчас ещё столько планов не реализовано, столько мест ещё охота посетить. А на лифт мы посмотрели, правда, лишь снаружи. Решили сэкономить. К тому же, на вершине мы уже были.

Екатерина Пашкова
11 июля 2017 г., 10:49

Ну не обязательно сразу же туда ехать. Что в планах? Азия, Европа, дальние заморские страны?

Валерий Панов
12 июля 2017 г., 03:22

Европа в очень далёких планах, сейчас пока не по карману. Однозначно, поедем в Азию, а вот куда, ещё не определились. Я хочу в Китай (Харбин-Пекин-Циндао-Шанхай) - уже и маршрут проработал=), - а вот девушка желает на моря, в Малайзию или на Филиппины. 

Екатерина Пашкова
12 июля 2017 г., 11:15

Понятно. Желаю хорошего отдыха и позитивных впечатлений!