Моделирование, модель

Мастер-класс «Технология изготовления динамичной модели паровой повозки XVIII века»

Проектные работы по моделированию динамичных конструкции  ретромобилей я рекомендую начинать с 8 класса, когда школьники уже освоили основные технологические операции по дерево- и металлообработке, как ручным способом, так и на станках.

Материалы и инструменты

деревянные бруски 2 листа
планки
лист жести
жестяная баночка
клей ПВА
гвозди
шурупы
булавки
скобки
морилка цвета «Орех»
линейка, карандаш, молоток,
ножницы по металлу, ножовки по дереву и металлу
плоскогубцы
лобзик, стамеска, напильник, шкурка

Автор повозки  Николя-Жозеф Кюньо. С 1765 года он проводил эксперименты с рабочими моделями транспортной техники с паровым двигателем, которые могли бы использоваться во французской армии для перевозки тяжелых пушек. Работающая версия его паровой повозки была выпущена в 1769 году. Изобретатель заявлял, что «машина» может перевозить 4 тонны груза и развивать скорость до 4 километров в час. У этой тяжелой повозки было два колеса сзади и одно спереди, которое поддерживало паровой котел и поворачивалось рычагом.  В 1771 году его паровая повозка врезалась в кирпичную стену – это была первая известная автомобильная авария. Однако заслуги Н.Ж. Кюньо перед государством не остались незамеченными, и в 1772 году король Франции Людовик XV пожаловал Н.Ж. Кюньо пенсию в 600 франков в год за его инновационный труд.

Этапы выполнения изделия

Изучить внешний вид повозки (по изображению) и выявить основные элементы ее конструкции: основание, три колеса, котел элементами парового двигателя и с передаточным механизмом, скамейка, ящик для инструментов, лестница, штурвал, тяги и подготовить рабочий чертеж.

Распилить подготовленные бруски и планки на требуемые размеры и присоединить их под прямым углом друг к другу, скрепив при помощи булавок и клея ПВА. Размеры корпуса составят 220х70х15 мм.

Впоследствии все деревянные элементы конструкции следует обработать:

  • Наждачной бумагой, вдоль составных деталей.
  • Морилкой (цвета «Орех» или «Сосна»), вдоль составных деталей.
  • Бесцветным лаком, вдоль составных деталей.

Затем, в полученный корпус повозки следует вмонтировать, заранее изготовленные, скамейку и ящик под инструменты. Габаритные размеры конструкции составляют 220х115х100 мм.

Используя токарно-винторезный станок, и ручной лобзик выточить три колеса (диаметром 65 мм.), пропилить в них прорези и вмонтировать подшипники.

Прикрутить колеса к корпусу на три шурупа (с заранее нанесенной смазкой), сохранив их способность к свободному вращению.

Используя жестяной лист, баночку и электропаяльник изготовить котел размерами 100х100х65 мм.

Используя медную проволоку и трубку изготовить элементы паропровода, цилиндров, рулевых тяг, штурвала и прикрепить их к котлу, основанию и вилке переднего колеса при помощи припоя и скобок, добившись его плавной подвижности влево и вправо. После чего установить за ранее изготовленную лесенку.

В завершении покрыть деревянные детали морилкой цвета «Орех», дать высохнуть и нанести бесцветный лак.   

Таким образом, согласно выше изложенной технологии изготовления у вас получится динамичная модель паровой повозки Н.Ж. Кюньо, максимально приближенная к своему реальному прототипу XVIII века, которая сможет под легким действием руки, передвигаться по ровной поверхности пола или стола и поворачивать влево и вправо. 

ИгорьАлександрович Колесников (I-Ko)
27.11.2016 г. 0 21