Вы здесь

Разработка занятия "Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов"

Цель. Освоение традиционного элемента  пермогорской росписи –трехлистного цветка.

Задачи урока: Познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях мастеров Пермогорья; дать понятие об  узоре, ритме, силуэте, композиции; начать формирование специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов; собирать из нескольких частей целое, развивать мышление, творческое воображение.

Зрительный ряд. Произведения народных мастеров пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования (комплект)

Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик.

Ход занятия. Фрагмент

  1. Организация рабочего места.
  2. Рассказ( беседа) о возникновении, развитии, географическом положении, виде, цветовой гамме и  технологии пермогорской росписи(см. справку) с демонстрацией изделий народных мастеров.
  3. Ознакомление с понятиями.

«Композиционные принципы» построения и их применение при выполнении пермогорской росписи( расположение, составление, сложение)

«Орнамент» - узор в котором сочетаются и повторяются геометрические и растительные элементы(украшения)

«Узором» может называться рисунок, элементы которого расположены без какого либо порядка.

«Ритм» - определенная упорядоченность однохарактерных  элементов, создаваемая законченным повторением их ( мерность, такт).

«Силуэт» - теневое изображение, передача формы предметов с помощью  плоского цветового пятна.

«Симметричность» - это соразмерность частей художественного произведения.

Практическая часть (поэтапное выполнение)

  • Отступив сверху и слева по 1, 5 см ( лист расположен горизонтально) несколькими движениями карандашом определяем силуэт трехлистника;
  • при помощи кальки переносим данный элемент в зеркальном изображении;
  • двойной трехлистник «опускаем» вниз листа при помощи кальки ,учитывая поля и правила симметрии;
  • тонкой линией намечаем «направляющую» узора влево и вправо;
  • согласно индивидуального образца выполняем линейный рисунок в карандаше, добавляя недостающие элементы;
  • разводим на палитре краску до состояния «жидкой сметаны» и наносим сочными мазками внутри контура( Цвет прокладываем от светлого к темному. Цвета должны быть контрастными., чтобы они подчеркивали, усиливали друг друга. Контуры должны быть четкими, не смазанными.)

 Анализ выполненных работ, оценка качества

  • лист должен быть расположен горизонтально;
  • необходимо учитывать насыщенность цвета без «мазочков», четкость рисунка;
  • законченность;
  • обязательность присутствия полей.

Справка.

Беседа проводится в форме путешествия по местам народных промыслов Архангельской области.

…. Пермогорская роспись  «зародилась» в Красноборском районе Архангельской области в 4 километрах от пристани Пермогорье, в деревнях Черепаново, б. Березник и Грединская.

Узоры пермогорской росписи связаны с древней велиустюжской росписью по дереву и древнерусской финифтью.

Основу ее составляет сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором на белом фоне. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные , чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок КРИНА……

Главным символом пермогорской росписи является птица Сирин.

Манера письма- графическая. Сначала наносится черный контур карандашом ( раньше - гусиным пером), а потом его заполняют цветом.

Рисунки выполняются в яркой  гамме контрастных цветов: красный , зеленый, белый(фон),желтый,( изредка- синий)

Основной цвет(ведущий) красный, либо оранжевый

Одной из причин внедрения росписей в художественный быт северных крестьян было существование традиции украшения трехгранно-выемчатой и скульптурной резьбой утвари и различных элементов жилища.

Не случайно, что росписью и резьбой украшали одни и те же предметы.

И , ели резьбой украшали ограниченный круг вещей, то росписью покрывали практически любой предмет: ведра, набирухи, короба, рукомойники…..

 Хотя старые мастера и говорили, что расписывают «на глазок». изучение произведений росписи показывает, что они знали закономерности построения орнамента и великолепно их использовали. Орнамент, преимущественно растительный, играет подчиненную, дополнительную роль.

Композиционное построение начинается от центра, при этом должны соблюдаться основные законы композиции: симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность.

Колпакова Апполинария Ивановна (irina029)
Педагог дополнительного образования, МБОУДОД ДЮЦ, г. Северодвинск
22.12.2014 г. 0 337