Как ездить в поездах в Европе: советы начинающему туристу. Много фото. Ответы на вопросы

Екатерина Пашкова
02.01.2018 г.
5295 7

Мне приходилось самостоятельно ездить в поездах в Австрии, Германии, Норвегии, Чехии, Финляндии, Франции и России, и поначалу у меня были некоторые опасения: нужно ли компостировать билеты, как входить в вагоны, как найти свое место в поезде и т.д. Я собрала все свои вопросы и решила ответить на них в этой статье. Статья намеренно избыточная, чтобы рассказать обо всем максимально подробно.

Сразу скажу, что я не любитель миллиона и одной пересадки, искателя выгоды в три копейки при трате целого дня на поиск дешевого билета, и я никогда не ездила и никогда не видела, что такое ночные поезда в Европе. Об этом всем я писать не буду.

Инструкции: Как купить билеты в Интернете: Австрии, Германии, Норвегии, Чехии, Франции, Швейцарии и России.

Транспорт, способы его использования, очень похожи на наши российские реалии, но только удобнее и понятнее. У каждой страны есть один, а то и несколько фирм-перевозчиков, например, DB (Deutsche Bahn в Германии, ?bb в Австрии и т.д.). У каждой фирмы есть сайт с расписанием и билетами и, скорее всего, есть терминалы-автоматы, в которых можно купить билеты, которые стоят на вокзалах. В мелких населенных пунктах кассы с человеком может не быть, поэтому билет придется покупать самостоятельно в автомате.

В общем виде можно сказать, что поезда бывают местные (local transport) и  международные скоростные экспрессы ICE, IC (Inter City Express) от Deutsche Bahn или аналогичные, но других транспортных компаний.

ICE, IC более комфортабельные, едут быстро, остановки делают в крупных населенных пунктах, в поездах есть вагоны-бистро и рестораны. Билеты можно купить через интернет: как правило, они не дешевы, но при покупке заранее могут быть скидки.

Поезд ICE в Мюнхене  

Поезд в Норвегии:

Внутри поезда в Норвегии

Поезд в Чехии на местном направлении:

Электричка в Чехии

Поезд в Германии

Для поездов (особенно IC и ICE) на платформах есть схемы расположения вагонов

Схемы поездов ICE в Европе

С поездами иногда есть такая штука: основную часть пути поезд есдет в одном направлении, но на одной станции часть вагонов отсоединяется и едет в другом направлени. То есть поезд делится на две части: часть едет в одном направлении, часть — в другом. Мы однажды попали на такую фишку, когда ехали в Баварии. Поезд разделяется на 2 части незаметно и быстро. Может помочь посмотреть схему движения вагонов и схему движения самого поезда. Правда, такие поезда бывают не часто, в основном там обычные поезда.

Так выглядит делящийся поезд на схеме

Разделяющийся поезд в Загреб

Смотрите схему движения в самом поезде

Схема движения поездов

Как вариант, если требуется несколько поездок каждый день, то проще купить билет Interrail Pass на нужное количество дней и не думать о цене билета на ICE, IC (при поездке во Францию пришлось дополнительно покупать места-бронь на поезд, но в основном по Interrail Pass никакие доплаты не нужны, а перемещаться можно практически по всей Европе, включая паромы).

На местные поезда могут быть специальные билеты. Активно распространены в Германии: это т.н. земельные билеты, например, Баварский билет, Билет Северного Рейна-Вестфалии и другие. В Германии такой билет действует целый день и распространяется на все местные виды общественного транспорта (поезда, электрички, метро, автобусы, трамваи и, возможно, отдельные паромы, подъемники и проч.). Путешествовать по таким билетам в Германии удобно и выгодно, особенно, если едет группа в  несколько человек.

Местные поезда делают больше остановок и не столь комфортабельны как международные экспрессы, хотя вполне приемлемы и значительно лучше отечественных электричек.

На вокзалах и в метро, как правило, есть лифты, поэтому, если у Вас много вещей, не торопитесь таскать их на себе вверх и вниз — смело идите на лифт и пользуйтесь им (как в России лифты там не закрыты на ключ и не нужно звонить куда-то, чтобы пришел человек и открыл лифт). Возможно, там есть эскалаторы или травалаторы для багажа наверх (движущаяся лента рядом с лестницей, на которую ставишь багаж, и он поднимается по ленте).

Есть ли в поездах Европы туалеты?

Все поезда (которые я видела) оснащены туалетом, в котором, как правило, есть и вода, и бумага, и мыло, и бумажные полотенца.

 Туалет в поезде в Европе Туалет в поезде в Европе

На вокзалах часто туалеты платные, стоят около 0,5 евро. Платить можно наличными или картой при входе в автомат-турникет. Насколько я помню, автомат дает сдачу и можно оплачивать, например, как 0,1+0,2+0,2 евро.

Рекомендация! Рекомендую всегда иметь с собой мелочь по 0,5 евро для туалетов.

Если хочется сэкономить, дождитесь своего поезда и воспользуйтесь туалетом бесплатно.

Хинт. Часто туалет на крупном вокзале дает чек, который можно предъявить в кафе на вокзалах как ваучер, чтобы зачесть эти 0,5 евро в счет оплаты покупки. Так, например, если покупка на 5 евро минус 0,5 евро за туалет, за еду нужно заплатить 4,5 евро. Подробная информация об этом предложении находится непосредственно в самом туалете — на двери. Возможно, где-то есть какой-то стенд или буклет о том, где действует скидка.

Ваучер от вокзального туалета Ваучер от вокзального туалета

Как ехать в поезде с ребенком?

В отдельных поездах есть специальные зоны для детей, где дети могут свободно играть, ползать, бегать и не мешать остальным пассажирам.

Как ехать в поезде с собакой? Или, наоборот, без животных?

Как правило, в поездах можно перевозить домашних животных рядом с собой. В Норвегии при покупке билета можно было дополнительно указать, нужен вагон с животными или нет. Я выбирала вагоны с животными. В итоге ехала в вагоне с несколькими собаками.

Как перевозить велосипеды?

В Европе не только в поездах, но даже и в автобусах есть возможность перевозить велосипеды. Нужно уточнять такую возможность при выборе рейса и дополнительно оплатить провоз велосипеда (bicycle).

Крепление для велосипедов в чешском поезде

Крепление для велосипедов в чешском поезде

Что такое первый или второй класс?

Поезда (вагоны, зоны в них) имеют класс комфортности: первый класс и второй класс. Второй класс вполне приемлем для перемещения, им пользуются практически все пассажиры. Первый класс в местных поездах практически как второй. Там может быть меньше людей, шума, стоять столики и т.п.

Класс вагона или зоны в вагоне помечается цифрой.

Класс поезда в Европе

Вагон второго класса

Вагон второго класса в Чехии

Нужно ли предъявлять билеты?

В отличие от России, вход на любой перрон и в любой поезд беспрепятственный, никакие документы или билеты предъявлять при входе не нужно. Как правило, продаются обычные билеты без места — это означает, что пассажир может занять любое свободное место в поезде по своему усмотрению. Главное, войти в зону вагона своего класса (если купили билет 2 класса, то ехать вторым классом).

Билеты без указания места в вагоне (могут быть разного формата, в т.ч. распечаны на принтере)

Билет на поезд в Швейцарии

Билет на поезд в Чехии Билет на тарифную зону в Германии Билет Чехия - Германия

Билет, в котором указано место (билет + резервирование)

Билет с номером места в вагоне

Для велосипедистов места, как правило, рядом со входом в вагон. Там могут быть специальные крепления для велосипедов.

Также недалеко от входа бывают места для инвалидов, эти места желательно не занимать, а садиться на свободные обычные места.

Во время движения поезда к пассажирам по очереди подходит контролер (а может и не подойти) и попросить предъявить билеты. На билетах он сделает отметку с датой и временем проверки. Может так получиться, что разные контролеры поставят несколько отметок, например, если вы пересекли границу государства, если ехали в разных поездах и в других случаях.

Туристам о поездах в Европе

Билет с несколькими отметками контролеров (вертикально) (отметки ставили и чехи, и немцы)

Билет с отметкой котролера

Может потребоваться предъявить банковскую карту, с которой был куплен билет (если он покупался картой), карта должна принадлежать одному из пассажиров. В связи с этим лучше всего заранее убедиться, нужно ли предъявлять карту при покупке билета и покупать билеты со своей личной карты или за наличные деньги.

Проводники отслеживают, кто входил в вагон и после каждой остановки могут проходить поезд и проверять проездные билеты у вновь вошедших пассажиров. То есть дергаться при каждом входе контролера в вагон не нужно, если ему будет нужно — он подойдет сам. Но все билеты и карты можно приготовить заранее, особенно если с иностранным языком не дружите.

Как входить и выходить из поезда?           

В Европе поезд (и метро, и трамвай) не открывает все двери на каждой станции, нужно нажать кнопку или повернуть ручку для открывания двери. На станции, когда поезд остановился, поезд разблокирует двери, можно нажать на кнопку (она станет зеленой) и двери откроются. Если кнопка дает красный сигнал, возможно, двери еще не разблокированы, нужно нажать попозже. Кнопки в вагонах как внутри, так и снаружи.

Есть старые модели поездов, там различные ручки, которые нужно крутить, чтобы открыть дверь. Как правило, по популярным направлениям поезда новые, то есть с кнопками.

Вход в поезд в Европе  Дверь поезда в Норвегии  Ручка для открывания вагона поезда в Чехии

Вход в поезд в Европе

Нужно ли компостировать билет?

Отдельные билеты — да, нужно компостировать. Они, как правило, влазят в компостер и на них есть стрелочки и соответствующий текст. Когда есть возможность, я предпочитаю покупать билеты на целый день, их компостировать не нужно (если дата на билете уже стоит), можно входить и выходить из поездов по направлению, пересаживаться, выбирать любой поезд из расписания.

То есть, нужно ли компостировать билет, желательно уточнить при покупке, читая информацию по конкретному билету. Скорее всего, внутригородской транспорт и электрички S-Bahn и подобные нужно компостировать, а региональные поезда (в российском понимании тоже электрички) компостировать не нужно, т.к. там дневные билеты.

Компостер (нужно просто засунуть билет в него)

Компостер в Европе

На билетах могут быть стрелочки и текст, призывающий компостировать билеты

Стрелочка для компостирования билета

Стрелочка для компостирования билета

Но можно купить билет, который действует в течение какого-то дня (его компостировать не нужно)

Билет компостировать не нужно

Билет компостировать не нужно

Компостеры на ж/д стоят внизу до подъема на перрон или на перроне. В автобусах, трамваях и проч. — в самом транспорте. Если компостер не работает, то впишите ручкой дату и время входа в поезд.

На Баварском и аналогичных билетах нужно вписывать имена путешественников.

Билет Северного Рейна Баварский билет

Как узнать, что место зарезервировано?

Обычный билет на обычный поезд или электричку продается без резервирования конкретного места (как у нас в плацкарте) и выбирать можно любое место. Однако на дальние расстояния, в высокий сезон, по самым популярным направлениям (скажем, Мюнхен — Фюссен, Кельн — Париж), по пятницам, выходным, в поездах может быть очень много людей. Настолько много, что люди будут ходить из вагона в вагон в попытках найти свободное место. Если у вас компания, дети, багаж или хочется спокойно и комфортно поехать, то можно зарезервировать место. Это можно сделать на сайте ж/д вместе с покупкой билета или позднее, также можно сделать это в автомате или в кассе вокзала. То есть докупить для своего билета резервирование места. Как правило, пассажир не выбирает вагон и конкретное место (как в РЖД), а выбирает из вариантов у окна, у прохода, со столом, тихое и т.п. На билете будет указано выбранное место.

Зарезервированное место в поезде

На забронированные места лучше не садиться, а сразу выбирать свободные места.

Например, в поезде Кельн-Париж мне не разрешили поехать без резервирования места, это была обязательная услуга и в отличие от примерно 2-5 евро в Германии там мне пришлось заплатить, не помню, то ли 15, то ли 70 евро в два конца. Поезд был битком! И места были в наличие даже не на каждый день — насколько это популярное направление.

В другой раз я ехала в Норвегии, поезд тоже был забит битком. Мы, пассажиры из разных стран, садились на какие-то места, они оказывались занятыми, мы пересаживались — там тоже занято. И так мы и кочевали из вагона в вагон в поисках местечка. В такой момент меня «застукал» контролер и спросил: есть ли у меня резервирование места. Я подумала: ну вот, блин, здесь обязательная резервация, я влипла. Как оказалось, контролер просто имел список свободных мест и сказал мне, куда я могу сесть, чтобы мне не бегать по всему поезду в поисках места.

Как сделать пересадку?

Для пересадки из поезда на поезд лучше всего выучить фразу «change train» (ченжь трэйн) — смена поезда и в любой непонятной ситуации задавать ее. У меня было 3 или 4 раза, когда поезд останавливался, что-то объявляли по громкой связи и весь поезд начинал вздыхать и куда-то выходить. В такой момент спрашиваешь других пассажиров или сотрудников на перроне (они сопровождают этот ченжь трейн и подсказывают, кому и куда идти. Это если говорить о незапланированных пересадках.

Но часто приходится делать запланированные пересадки с одного поезда на другой. Транспортная связь развита отлично, время поездов состыковывается друг с другом, по возможности назначаются близкие пути (чтобы далеко не ходить). Мне приходилось делать до 5 пересадок за одну поездку с чемоданом, и эти пересадки были комфортны.

Советы по пересадкам:

  • заранее посмотреть в билете, сколько пересадок, где они (на каких станциях), сколько длятся по времени, с какого на какой путь переходить;
  • посмотреть названия станций до той, где нужно выходить. Если поезд собьется по времени, то удобнее будет посмотреть предыдущую станцию и готовиться к выходу заранее;
  • посмотреть расписание следующих поездов. Если пересесть не успели, то что делать дальше? Как долго ждать следующего поезда? Они ходят каждые 5 минут или следующий только через 3 часа?

Пересадки в транспорте в Германии

Обратите внимание!

Если у вас много пересадок, много вещей, вы едете большой группой или с детьми, посмотрите в сторону трансфера. Забронировать трансфер в интернете для путешествий за границей можно на сайтах  Кивитакси  IntuiTravel. Цена известна заранее, туристов встречают на месте и довозят до конечного пункта назначения: отеля, достопримечательности и т.д.

Часто хорошим вариантом является заказ групповой экскурсии, в которую входит и проезд, и экскурсионное обслуживание. Есть направления, по которым на поездах добираться или очень долго, или сложно, или дорого, и лучше выбрать экскурсию. Например, из Праги в замок Нойшванштайн. Посмотрите, есть ли по вашему направлению экскурсии: здесь, здесь или здесь (экскурсии от жителей).

Или смотрите автобусное сообщение между городами (я сама на автобусах практически не езжу, поэтому статьи про автобусные путешествия у меня пока нет).

Как ориентироваться на вокзале? Как найти свой путь?

Вокзалы и небольшие станции устроены понятно. Внизу — переходы и магазины, платформы — вверху, иногда располагаются на нескольких уровнях. В отличие от РФ там нет платформы и пути, есть просто платформы/пути/перроны — в общем, нумерация этих путей по порядку, начиная с 1. Сами платформы разбиты на сектора (A, B, C, В и т.д.) — сектора нужны, например, если поезд короткий, то он занимает только часть платформы, или, как вариант, на одной платформе может стоять два поезда в разных секторах.

Пусть 2, сектор B

Выход на платформу

Выход на платформу

Как найти свой поезд?

В расписании и на табло (см. ниже) должен быть указан путь, с которого отходит поезд. На самих путях есть информация о поезде. Информация о том, куда едет поезд, есть также на самом поезде. Ориентируйтесь на номер поезда, время отправления, конечную станцию и путь.

Информация о поездах на платформе

Информация о поездах на платформе

Номер поезда и его направление

Номер поезда и его направление

Как узнать, когда мне выходить?

Во-первых, нужно точно знать время остановки, название станции и желательно предыдущие остановки (потому что поезда иногда отходят от расписания).

Во-вторых, в поездах объявляют остановки, а в популярных направлениях движения еще и пишут.

Следующая остановка

Где поезд делает остановки

Есть ли на вокзале камеры хранения?

Да, как правило, камеры хранения есть и они автоматические.

Есть ли на вокзале зал ожидания?

Как правило, как такового зала ожидания нет, но есть кафе, в которых можно взять чашечку кофе или обед и ожидать своего поезда. Многие сидят прямо на полу.

Ждем поезд Прага-Берлин

На крупных вокзалах могут быть платные залы ожидания.

Как найти выход в город, к автобусу, такси?

Выйдя из поезда, можно идти вместе с другими пассажирами. Они обычно знают, куда идут. Как правило, нужно спуститься вниз, а потом уже выйти в город. На небольших станциях поезд останавливается прямо на 1 пути, то есть, можно сказать, уже в городе, нужно пройти только через вокзал.

Если вокзал большой, то обратите внимание, что выходы могут быть в разные стороны на разные улицы. Заранее посмотрите, на какую улицу вам нужно, туда и выходите. Могут быть указатели с названием улиц, ну или можно спросить у сотрудников.

Выход к автобусам, такси и прочему транспорту обычно показывается соответствующей иконкой с изображением автобуса.

Выход с платформы

Указатели на вокзале

Где узнать расписание?

Расписание поездов можно узнать в интернете на официальном сайте местных железных дорог, в автоматах на вокзалах, а также можно уточнить в офисе информации на самом вокзале.

Такие расписания я беру в автоматах в Германии (инструкция)

Расписание из автомата в Германии

На всех крупных вокзалах есть зоны или помещения с информацией для туристов. Даже так: есть консультанты в центре вокзала + помещение, где можно купить, обменять билеты и также задать вопросы. Консультанты, как правило, отвечают на какие-то простые вопросы типа: где находятся платформы, как пройти к поездам и т.п., а в офисах можно купить билеты и получить расписание.

В Чехии мне распечатывали расписание движения поездов по направлению между городами, а во Франции и Австрии — давали мини-буклетики с расписанием по направлению. Такие буклетики могут лежать в зоне общего доступа и можно прийти на вокзал и взять их.

Буклет с расписанием движения автобусов Буклет с расписанием движения автобусов Буклет с расписанием движения поездов Буклет с расписанием движения поездов

Для уточнения движения поездов в текущий момент, как и в России, можно смотреть табло. В Германии платформы известны заранее, но иногда могут меняться. В других странах у меня были поезда, выходы на платформы к которым нужно было ждать, как в России, на табло. Только в отличие от России на вокзале по громкой связи не объявляются ни платформы, ни начало посадки, ни завершение посадки. Смотреть за этим всем нужно самостоятельно.

Табло на главном вокзале Вены

Как правило, одно большое табло находится в центре вокзала + мониторы могут быть развешены по вокзалам, находиться в крупных магазинах, кафе и т.д.

Табло на главном вокзале Вены

Совет! Если боитесь потерять поезд, лучше приходить на вокзал заранее и заранее посмотреть, где какие платформы находятся. Когда узнаете свою платформу, сразу пойдете на нее.

Что такое резервирование места и нужно ли его делать?

Покупая билет на обычный поезд в Европе, вы покупаете возможность ехать в поезде на любом свободном месте своего класса. Как правило, все поезда полупустые и проблем с местами нет вообще, однако есть направления или даты, когда поезда забиты под завязку и найти место трудно. В этом случае стоит купить резервирование места в поезде. Стоит это, как правило, недорого.

Когда стоит покупать резервирование места?

  • В пятницу вечером, в выходные, т.к. местные любят местный туризм и иногда кажется, что они выезжают на отдых целыми городами.
  • По особо популярным направлениям в высокий сезон, скажем, Мюнхен — Фюссен (замки Баварии), Кельн — Амстердам и т.п.
  • Когда ехать нужно далеко, например, 5 часов Вена — Бад Гаштайн и не хочется дергаться, пересаживаясь с места на место.
  • Когда у вас много вещей или вы едете компанией или с детьми и хотите ехать все вместе, а не по 1 человеку в вагоне, на разных местах.
  • Когда есть предпочтения по месту у окна или нет, за столом, с собакой, с велосипедом, с ребенком и т.п.

Зарезервировать место можно вместе с покупкой билета — на сайте, или в автомате, или на вокзале. Порой можно купить резервирование места отдельно — нужно уточнять на сайте ж/д заранее. В Германии это точно возможно.

Где оставлять багаж в поезде?

Багаж можно оставлять в начале, конце или середине вагона на багажных полках (что я всегда делаю, но нужно пораньше приходить в поезд, чтобы там были свободные места) или на верхней полке (над креслами). Если в поезде людей мало, то можно поставить вещи рядом с собой, у соседнего кресла или прямо на нем.

Говорят ли контролеры по-английски?

Как правило, да. Их можно спросить, долго или еще ехать, сколько остановок, сейчас ли выходить на такую-то станцию и т.д.

Какой штраф за безбилетный проезд?

Не уточняла этот вопрос в цифрах, но все говорят, что сумма весьма существенная. Проверять мне не хочется. Но есть направления, по которым у меня ни разу не проверяли билета.

Можно ли ходить из вагона в вагон?

Да, до начала движения поезда и во время его движения, можно спокойно ходить из вагона в вагон. Двери открываются или автоматически (вверху датчик присутствия), или нажать на кнопочку, или дернуть вправо ручку — есть несколько модификаций вагонов. Ясно одно — перемещаться между вагонами просто. Например, в поисках свободного места, в поисках проводника (задать вопрос), в туалет соседнего вагона, в вагон-ресторан, бистро, если таковые есть в поезде.

Есть ли у вас еще какие-то вопросы? Хотите дополнить статью? Пишите в комментариях.

Комментарии

Вероника Кривошеева
5 сентября 2018 г., 14:10

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как купить билет, чтобы при поездке из Берлина в Мюнхен можно было выйти в Лейпциге и Эрфурте, погулять там и вернуться ехать дальше. Спасибо.

Svetlana_74
18 июля 2018 г., 11:56

Екатерина, спасибо за статью! Еще у меня есть вопрос: хочу поехать ночным поездом из Кельна в Мюнхен с 7 на 8 окт.2018, есть ли вероятность, что он будет переполнен? 7 октября завершается Октоберфест, а разница в цене в 6 местном и в 2 местном большая)) Логично, что люди будут разъезжаться с праздника. Подскажите, если возможно, пожалуйста.

Екатерина Пашкова
21 июля 2018 г., 23:36

Здравствуйте! У меня нет такой информации. Для себя лично для ночного и длительного переезда я бы заранее купила максимально комфортное место, чтобы ни о чем не думать ночью в чужой стране с иностранцами. На ночных поездах я никогда не ездила за границей. И еще не понятен ваш вопрос: Октоберфест в Мюнхене, а вы едете из Кельна, то есть в обратном направлении. Не понимаю, как эти люди могут попасть с ваш поезд? 

Виктория
31 мая 2018 г., 14:47

Добрый день, подскажите какие нормы провоза беспплатного багажа и сколько нужно платить за багаж. Какой билет покупать обычный для пассажира или специальный для багажа в Германии.

Спасибо.

 

Екатерина Пашкова
1 июня 2018 г., 10:47

Здравствуйте! Я лично никогда отдельно не оплачивала багаж и не разу не видела, чтобы у кого-то проверяли билет на багаж. Багаж люди оставляют или рядом с собой, или сверху или на специальных багажных местах, как у нас в Ласточке (там же никто за багаж отдельно деньги не берет). Цена отдельная берется за велосипед. 

mahaonn@bk.ru
25 мая 2018 г., 12:17

Добрый день! статья отличная, читала как учебник! Осенью собираюсь с курорта Карловы Вары доехать до подруги в Бад-Кройцнах. Реально ли это сделать  пенсионеру с плохим английским? Подскажите ,пожалуйста маршрут и на что надо обратить внимание? Спасибо.

Екатерина Пашкова
25 мая 2018 г., 14:43

Здравствуйте! Спасибо! Серьезная дорога у вас, 6,5 часов на поезде в пути, 3-4 пересадки. Возможно, проще на автобусе как-то доехать, хотя бы с 1 пересдкой. Например, до Майнца или до Франуфурта, а дальше спросить подругу, как она сама ездит. Вот поезда (открылась ссылка?), там же можно и купить, дату поездки только выберите. Вот ссылка на сервис Такси и трансферов с русскоязычными водителями, там надо делать запрос индивидуальный, по цене не сориентирую: ссылка. Посмотрите, может еще автобусы ездят https://www.eurolines.com/en/ или https://ecolines.net/ https://bustickets.studentagency.eu/ или вот Германия + Чехия вариант https://www.deinbus.de/ или https://www.berlinlinienbus.de/